Из воспоминаний протоиерея Анатолия Малинина

Nov 05, 2006 21:37


Протоиерей Александр Ильин

На Рождественском кладбище в Новгороде покоится прах протоиерея Александра Ильина. Что знают нынешние новгородцы об этом замечательном человеке? Почти ничего. Его имя тепло упомянуто в «Софии», № 8 протоиереем Александром Малининым, написавшем воспоминания о последних службах в Никольском соборе. Для этого номера «Софии» мы попросили о. Анатолия поподробнее рассказать о личности и жизни отца Александра.
     Родился Александр Иванович Ильин в 1895 году, в Тверской губернии в деревне Глинки. Отец его, Иван Ильич, и мать, Ксения Феоктистовна, были крестьяне, из бывших крепостных. Позднее в своих воспоминаниях о. Александр писал: «Отец мой обучался в Петербурге токарному делу по металлу и там работал 40 лет. По личной жизни духовно он стоял высоко: постоянно читал Псалтирь, соблюдал посты, праздники, имел дар слезной молитвы, был очень милостив и отзывчив к ближним, в работе был аккуратен и усерден, дома за работой пел молитвы. Имел ум глубокий и рассудительный, волю твердую».
     До восьми лет будущий отец Александр жил в деревне с матерью, в 1903 году переехал в Петербург к отцу. Затем он поступил в Петербургскую семинарию, в 1915 году окончил ее и сразу же поступил в Духовную Академию, где проучился один год и был взят в армию.
После революции 1917 года начались жестокие гонения на церковь и быть священником стало попросту опасно. Однако в 1922 году он не побоялся принять сан, и 14 лет прослужил в городе Торжке Тверской области в Пятницкой церкви.
Отец Александр не миновал общей участи русского духовенства: в 1936 году он был репрессирован и находился в тюрьме в городе Калинине (Твери). Его матушка осталась с тремя детьми.
      Отец Александр в воспоминаниях писал о своих бедах так: «Отчасти я их предчувствовал, но не принимал человеческих мер, все оставляя на волю Господа. Это жертва на алтарь святой Церкви, я взирал на волю Господа и вечное воздаяние, имел опорой промысл Божий. Я очень бы хотел и всю тяжесть скорбей моей матушки и детей взять на себя, но, очевидно, не было на то воли Господа. Нужно по закону любви делить здесь скорби каждому в свою меру, чтобы иметь надежду, если будет на то милость Божия, разделить за них и воздаяние в будущем».
       Пока отец Александр находился в калининской тюрьме, матушка не раз приезжала навестить его. Но затем его отправили в лагерь. Он был в трех лагерях: Карагандинском, Томск-Асинском, Севжелдорлаге - Коми АССР.
        В 1942 году отца Александра освободили из лагеря - без права выезда из той местности, где находился лагерь (Коми АССР). И только в 1944 году ему по болезни разрешили выезд. Он приехал в город Аркадак Саратовской области. В то время в этом городе все храмы были закрыты, и отец Александр устроился на работу экономистом в горторг. В августе того же года был открыт храм, в котором он и стал служить.
В январе 1949 года отец Александр согласно его прошению был переведен в Ленинградскую епархию с назначением настоятелем и благочинным в город Лугу. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) в начале 1954 года перевел отца Александра настоятелем в Никольский собор города Новгорода, где до него служил отец Николай Чернышев, воспитанник пустыни преподобного Макария Римлянина. Отец Николай был высокой духовной жизни, прошедший много испытаний во время воинствующего безбожия. Отец Александр, вспоминая свой приезд в Новгород, пишет: «Здесь (в Новгороде) я увидел плоды трудов бывших до меня пастырей и архипастырей. Почва возделана, и Господь судил моему убожеству продолжать труд моих великих предшественников.
        В 1957 году отец Александр заочно окончил Духовную Академию, защитил диссертацию «Причащение святых Таин в жизни православного христианина». В этом же году он похоронил свою супругу - матушку Александру Васильевну.
          Острая боль разлуки пронизывает строки воспоминаний отца Александра, когда он касается памяти своей матушки: «Ушло мое земное счастье, мой земной ангел-хранитель, тихий, смиренный, верный… увенчанный терновым венцом многих страданий, несшая со мной 35 лет тяжкий крест пастырства. Милый друг! Я знаю, что ты не умерла, а по воле Господа ушла в иной лучший мир вечного света, очищенная и освященная святыми Таинствами Святой Церкви, насыщенная хлебом вечной жизни, которым ты питалась ежедневно 9 лет, ты ушла ко Господу, Которому ты служила на тернистом земном пути, Кем всегда жило твое сердце».
           Личная жизнь отца Александра полностью определялась его пастырским служением. Он вел довольно аскетический образ жизни, был воздержан в пище и питии. После того, как он приступил к священническому служению после лагерей, никогда не вкушал мясной пищи и не пил никакого вина. Был довольно сух в разговорах, воздерживаясь от празднословия и многословия, и поэтому он многим не нравился. Перед каждой литургией или вечером после всенощного бдения проводил довольно подробную общую исповедь. Ни одна Божественная литургия не проходила без его проповедей. Основная мысль его проповедей - призыв к покаянию.
           Кроме того, каждое воскресенье вечером после акафиста он проводил беседы, в которых толковал Священное Писание Ветхого и Нового Заветов.
            Основные правила духовной пищи христианина отец Александр старался исполнить сам, а потом предлагал своим чадам. Отец Александр пробовал писать иконы, которые получались довольно неплохо. В свободное время любил заниматься фотографией, сам водил автомобиль.
           Пастырская деятельность его проходила в Никольском соборе с 1954 по 1962 год. В хрущевское время, когда закрывалось множество церквей, Никольский собор также был закрыт. Всю общину церковную перевели в Филипповскую церковь, где отец Александр прослужил 4 года настоятелем; кроме того, он был секретарем епархиального управления при архиепископе Сергии (Голубцове) и благочинным Новгородского благочиннического округа.
           В 1966 году отец Александр по состоянию здоровья ушел за штат и уехал к дочери, муж которой был священником Тихвинской церкви поселка Сиверская Ленинградской области. Там он и скончался 14 января (н. ст.) 1971 года. Отпевал его там же архиепископ Мелитон, викарий Ленинградской митрополии.
          После отпевания тело отца Александра было перевезено в Новгород согласно его завещанию и похоронено на Рождественском кладбище рядом с отцом Николаем Чернышевым.
  "СОФИЯ" 1994 г. № 4 (12) (октябрь-декабрь)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/neostyvayushhijj-sled

протоиерей Анатолий Малинин, из Воспоминаний прот. А. Малинина, книга моего отца, прот.А. Малинин

Previous post Next post
Up