Дошкольное образование - это деятельность

Jul 19, 2013 10:05


Запись опубликована Интернет-издание «Просвещение».
До конца августа решено продлить общественное обсуждение проекта ФГОС дошкольного образования, при разработке которого учитывался опыт, накопленный за последние годы в разных регионах РФ. Один из таких регионов - Тюменская область: реформа дошкольного образования здесь началась в 2005 году с введения новых экономических механизмов, а в последующие годы проводились содержательные изменения.

Об основных принципах развития дошкольного образования в регионе рассказывает начальник отдела дошкольного образования Департамента образования и науки Тюменской области Наталья Гребёнкина.
- Наталья Валентиновна, в Тюменской области все детские сады стали автономными задолго до принятия 83-­го федерального закона о реформе бюджетных учреждений. А какие содержательные изменения в последние годы происходили в дошкольном образовании региона? Что менялось в образовательных программах, в подходах?

- Содержательные изменения в дошкольном образовании мы начали проводить примерно пять лет назад.

Проблема заключалась в том, что в дошкольном образовании сохранились многие пережитки советского прошлого - в основе образовательного процесса по­прежнему лежали алгоритмизированные действия. В советское время это было закономерно: каждому человеку с детства задавались чёткие жизненные алгоритмы, не было ситуаций неопределённости, не было информационной открытости, не говоря уже об Интернете. Сейчас ситуация иная: ребёнка нужно готовить к выбору, учить жить в неопределённой обстановке, решать проблемы, делать открытия, мыслить творчески и инициативно. На этом надо делать акцент, начиная с дошкольного возраста - самого благоприятного для «запуска» всех психических процессов, которые лежат в основе дальнейшей жизни человека.

Поэтому мы отказались от жёсткой регламентации образовательного процесса, когда занятия расписаны поминутно, начали объяснять педагогам, что основным регламентом для них является сам ребёнок. Всегда можно понять, утомлён он или перевозбуждён, интересна ему конкретная деятельность или нет. Ребёнок подаёт вам внешние сигналы, а дальше всё зависит от вашей профессиональной компетентности, умения эти сигналы считывать, интерпретировать и грамотно на них реагировать.


- В какой мере педагоги дошкольного образования были готовы воспринять эту идеологию? Ведь их учили работать по­другому.

- В этом и заключается основная сложность - нужно сломать стереотипы, ментальность, которая была задана всей системой профессиональной подготовки наших воспитателей. Их готовили к проведению занятий, и они пришли в детские сады как носители командно­авторитарного способа взаимодействия с ребёнком. Их так учили в колледже и в вузе: вот преподаватель, вот готовая информация, и нет никакой обратной связи - понял или не понял, усвоил или не усвоил. Вопросов задавать не нужно, а то тебя ещё и глупым назовут. И эту модель взаимодействия педагоги несли детям.

В 2008 году меня пригласили в государственную комиссию одного педагогического колледжа принимать экзамены у выпускников. Не хочу обижать преподавателей, но то, о чём говорили студенты, казалось вчерашним днём. В колледжах по­прежнему давали жёсткую академическую теоретическую подготовку - вот методика, вот так надо обучать ребёнка… Даже если студенты имели представление о теории развивающего обучения, читали работы Выготского и Запорожца, всё это хорошо в теории, а грамотно выстроенной практики не хватало. В результате у выпускников возникали сложности с практической работой - как организовать детей, как управлять их деятельностью вплоть до того, как одеть их на прогулку.

При этом, конечно, был эффективный опыт педагогов, которые успешно организовывали даже большие детские коллективы. Заходишь в группу - дети чем­то заняты, спокойны, тон общения ровный, и воспитатель выступает в роли не командира, а, как сейчас говорят, тьютора: переходит от одних детей к другим, помогает, подсказывает, что­то демонстрирует, и весь процесс у неё замечательно складывается.

- Какие ещё стереотипы дошкольного образования сохранились с советских времён?

- Распространённый стереотип - когда деятельность ассоциируется с детским садом как с местом. А мы начали говорить о том, что деятельность к месту «привязывать» нельзя.

Дошкольное образование - это деятельность, и вовсе не обязательно она происходит в детском саду, ребёнок «образовывается» даже когда туда не ходит. А мы привыкли, что в самом детском саду под «физкультурной деятельностью» обязательно подразумевается спортивный зал, а под «музыкальной деятельностью» - музыкальный зал. И когда в детском саду есть музыкальный руководитель или инструктор по физкультуре, воспитатель считает, что за музыкальное и физическое развитие ребёнка должны отвечать только они. Но это ошибочный подход: для ребёнка­дошкольника движение - физиологическая потребность, и её нельзя ограничивать двумя занятиями физкультурой в неделю по графику. За физическое развитие отвечает воспитатель, он должен обеспечивать оптимальный режим двигательной активности постоянно, используя при этом имеющиеся условия, в том числе и различные помещения детского сада: тренажёрный, физкультурный залы и т. д.

На мой взгляд, в детском саду за развитие ребёнка в целом должен отвечать воспитатель, а узкие специалисты привлекаются лишь для коррекции недостатков или для проведения занятий за рамками обязательной программы. Воспитатель сам может заниматься музыкальным развитием детей, и единственное преимущество музыкального руководителя - владение музыкальным инструментом. Поэтому музыкальный руководитель - это скорее педагог по организации праздников, «общесадиковских» мероприятий, как старший вожатый в школе. Не стоит отождествлять ту или иную деятельность с конкретным специалистом или конкретным местом. Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни. Взрослым надо научиться органично «встраивать» любую деятельность в детскую игру, тогда образовательный эффект будет более значительным.

- Что было сделано для реализации этих идей на региональном уровне? И существует ли документ, в котором они сформулированы?

- Чтобы вытеснить из сознания педагогов советскую модель дошкольного образования, в ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации их нужно погружать в проектирование ситуаций, организовывать различные тренинги, деловые игры, чтобы в их личном опыте такие формы организации и взаимодействия стали нормой, чтобы они поняли эффективность именно такого подхода. Для этого была проведена, как сейчас модно говорить, «перезагрузка» всей службы регионального педагогического образования и методического сопровождения.

Были внесены изменения в программы подготовки педагогов наших подведомственных учреждений - педагогических колледжей и ТОГИРРО, в работу муниципальных методических служб и дошкольных образовательных учреждений. Последнее особенно важно: если в ТОГИРРО повышение квалификации педагоги проходят раз в пять лет, а в работе муниципальных методических служб доминирует событийный подход (конкурсы, семинары, выставки и прочие мероприятия), то методическая работа в учреждении проводится постоянно.

Руководителям дошкольных учреждений было рекомендовано разработать соответствующие критерии оплаты труда педагогов при распределении стимулирующего фонда. Сейчас средняя зарплата педагогов детских садов Тюменской области - около 28 тыс. рублей, в некоторых учреждениях на вакансию воспитателя претендуют уже 2-3 человека, поэтому появилась возможность выбирать людей с соответствующей квалификацией.

Что касается документа, где сформулированы содержательные векторы для наших методических служб и педагогических коллективов, то это региональная программа дошкольного образования «Мозаика». Образовательные учреждения могли её использовать наряду с другими программами. Главная особенность состояла в отказе от жёстких регламентов: например, если родители хотят приводить ребёнка в детский сад в удобное им время, педагоги должны приспосабливаться к этому. Не было предусмотрено занятий как таковых - педагог должен сформулировать основные задачи на неделю и решать их во всех ситуациях, этому способствующих, используя все формы взаимодействия с ребёнком. Собираете ли вы его на прогулку, укладываете спать, кормите, гуляете или вместе поливаете цветы - все образовательные задачи можно встраивать в любую деятельность. И это оказалось особенно сложным для восприятия - мы же привыкли к тому, что детей нужно сажать за столы, раздавать им карточки с кружочками и квадратиками и просить посчитать, чего там больше, а чего меньше…

- То есть идти по самому простому пути «школяризации», которой так боятся разработчики ФГОС дошкольного образования…

- У детей в дошкольном возрасте произвольность (по Выготскому - способность к овладению своей внешней и внутренней деятельностью) ещё недостаточно развита, им тяжело находиться в статическом положении, нужна свобода движения. Пусть они свободно перемещаются куда хотят. Ограничивать ребёнка в движении - значит идти против при­роды.

Мы предложили открыть спальни в группах, и работникам детских садов было психологически сложно это сделать. Спальни - это ведь площади, которые простаивают почти целый день, а могут стать дополнительным пространством для игры, если использовать «выкатные» кровати, которые можно передвигать и ставить по периметру. Если мы говорим об оптимизации двигательной активности детей, они должны иметь возможность играть во всех основных помещениях детского сада, включая коридоры, холлы, рекреации, - не нужно «скучивать» их на одном ковре.

Основные направления оптимизации двигательного режима, прописанные в программе, учитывались при переоснащении детских садов: поставлялась компактная, складывающаяся, трансформируемая мебель, чтобы пространство можно было освобождать и мобильно проектировать. В 2011-2012 годах соответствующее оснащение закупалось и на средства федерального бюджета.

- Стала ли программа «Мозаика» обязательной для детских садов Тюменской области?

- Нет. «Мозаика» - это примерная общеобразовательная программа, не было цели никому её навязать, мы говорили, что её можно брать за основу, как и любую другую альтернативную программу. Сейчас её используют около половины образовательных учреждений области.

А вот основные принципы развития дошкольного образования, сформулированные в программе, едины для всех: на их основе выстраивается образовательный процесс.

- Кто участвовал в разработке программы? Как она появилась?

- В 2008 году при Департаменте образования и науки Тюменской области была создана рабочая группа, в которую вошли педагоги­новаторы, имевшие опыт работы по своим авторским программам, представители ТОГИРРО и Тюменского государственного университета, в том числе заведующий кафедрой методологии педагогических исследований, академик РАО Владимир Ильич Загвязинский.

Когда программа была разработана, мы определили 7 экспериментальных площадок по всей области, где она в течение года проходила апробацию, и нам было важно получить обратную связь: что сложно, непонятно, какие трудности возникают у педагогов­практиков. Например, были претензии, что материал был неравномерно распределён между разными направлениями развития, - так, слишком большой блок был посвящён физическому развитию. На основании замечаний, поступивших от родителей и педагогов, программа была скорректирована и издана в окончательной редакции в конце 2009 года.

Потом от практиков поступило предложение сделать методический комплект для каждой возрастной группы. Программа является рамочной, а эти комплекты представляют собой методические рекомендации о том, как работать с детьми того или иного возраста: как учитывать психологические возрастные особенности, какие возможны формы взаимодействия, в какие игры лучше играть. Воспитатель должен понимать, чем сегодня живёт ребёнок, во что он включён эмоционально (какие мультфильмы он смотрит, кто такой Лунтик, кто такие фиксики и т. д.), и помогать ребёнку в этом ориентироваться, строить на этом его развитие. Необходимо, чтобы содержание было личностно значимо, нужна постоянная обратная связь
с ребёнком. Наличие у детей вопросов, постоянные проявления любознательности должны быть сигналом, что вы работаете с ними правильно.

- Как измерить эффективность, результативность работы детского сада, основываясь на этих критериях?

- Можно говорить о разных подходах к оценке, но, очевидно, главный критерий - удовлетворённость родителей. Если ребёнок сыт и здоров, если идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём­то новом, то что ещё нужно?

В конце каждого учебного года ТОГИРРО проводит социологический опрос родителей, цель которого - выявить степень их удовлетворённости качеством дошкольного образования. Разработана «Индивидуальная карта развития ребёнка» - она заполняется на каждого выпускника детского сада, и в ней отражена вся информация о ребёнке: личная характеристика, информация о семье, какой тип восприятия у ребёнка преобладает, как лучше найти с ним контакт и т. д. «Индивидуальная карта» заполняется в детском саду, и мы отдаём её на руки родителям - если они считают нужным, то могут передать её учителю начальных классов, чтобы он в полной мере был информирован о ребёнке.

Есть постоянно действующий семинар, где специалисты детских садов вместе с работниками школ обсуждают, какие дети переходят из детских садов в школы, как с ними нужно работать дальше, и «Индивидуальная карта» помогает обеспечить преемственность. Ведь преемственности нельзя добиться разовыми мероприятиями, когда группу из детского сада приводят в школу на экскурсию.

- Фактически идёт речь о неких результатах образовательной деятельности, требования к которым заложены в проекте ФГОС дошкольного образования. Как измерить результаты и при этом избежать «ЕГЭ в детском саду»?

- Мониторинг, который проводится в наших детских садах, проходит в комфортной для ребёнка игровой форме и не имеет ничего общего с аттестацией. Это просто наблюдение педагога за ребёнком в динамике, и в «Индивидуальной карте» фиксируются результаты этого измерения. Это не результат ради результата, а основа для дальнейшего развития ребёнка: чем больше учитель будет о нём знать, тем лучше. Об этом сказано в преамбуле к «Индивидуальной карте»: чтобы подобрать оптимальные способы образования в начальной школе, учителю важно знать, какой ребёнок придёт к нему в класс, каким потенциалом он обладает, каких успехов уже успел достичь. Чем больше педагог будет осведомлён о ребёнке, тем быстрее сможет установить с ним контакт, тем результативнее станет процесс развития и обучения.

- Несколько лет назад были приняты федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию. Как они отразились на работе детских садов Тюменской области?

- Новшества, которые были закреплены в ФГТ, были восприняты органично, потому что к тому моменту они уже в какой­то степени реализовывались на практике. Вообще, на мой взгляд, появление любого нормативного акта в образовании должно быть закономерным - чтобы регламентировать лучшие практики, которые уже сложились в системе.

В ФГТ у наших педагогов вызвали вопросы несколько сюжетов - например, наличие образовательных областей: мы ведь исходим из того, что нельзя делить занятия по образовательным областям. Например, социализация и коммуникация - это некие общие поля, на которых выстраивается работа. Вся деятельность педагога направлена на социализацию ребёнка, да и коммуникативный опыт приобретается во всех ситуациях взаимодействия, поэтому выделять эти направления в отдельные области ни к чему.

Ещё один сюжет - подготовка ребёнка к школе, которой в ФГТ уделяется избыточное внимание. И сейчас при разработке ФГОС дошкольного образования директор ФИРО Александр Асмолов, наоборот, подчёркивает, что не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна быть готова к ребёнку. Мы эту идею обсуждали ещё в 2005 году, и уже тогда было очевидно, что школа не должна предъявлять требования к воспитателям относительно обучения детей чтению, письму и счёту - понятно, что учителям удобнее работать, если ребёнок, приходя в первый класс, не просто готов к освоению программы, а уже её освоил…

В требованиях к условиям реализации образовательной программы, вошедших в ФГТ, меня удивило большое число ссылок на СанПиН. Вообще мы считаем, что в СанПиН не должно включаться всё, что касается регламентации образовательной деятельности, да и многие гигиенические требования явно устарели. Соответствующие предложения мы направляли в Роспотребнадзор, многие из них уже учтены.

- Каковы ваши ожидания в связи с проектом ФГОС дошкольного образования? И как этот документ соотносится с практикой дошкольного образования вашего региона?

- Мне представляется, что вектор развития, который мы задали в дошкольном образовании Тюменской области, исходит из существующих реалий, потребностей общества и государства, и в проекте ФГОС мы увидели многое из того, что уже давно делаем. Опять же речь идёт о нормативном оформлении существующего опыта.

На наш взгляд, стандарт, которым пользуются и управленцы, и проверяющие, должен быть простым, понятным, небольшим по объёму, задающим рамки и не углубляющимся в частности. Ведь при разработке стандарта даже мысли не возникало о том, чтобы брать за основу учебную деятельность, и это значит, что направление выбрано верно.

Другой вопрос, как будет меняться практика и когда окончательно уйдёт в прошлое авторитарно­командный способ взаимодействия с ребёнком. Что бы мы ни говорили про личностно ориентированный характер образования и деятельностный подход, перейти к нему в массовой практике дошкольного образования крайне сложно. Но необходимо.
Previous post Next post
Up