Запись опубликована
Интернет-издание «Просвещение».
В пятницу 14 июня на сайте Минобрнауки появился проект ФГОС дошкольного образования. В тот же день в пресс-центре РИА Новости прошла презентация этого совершенно нового для российского общества Стандарта.
Стандарт дошкольного образования появляется в нашей культуре и жизни впервые. Разработчики называют его «стандарт поддержки разнообразия детства». Что стоит за этими словами? И как изменится жизнь детей, родителей и воспитателей, если он будет принят в нынешнем виде?
Далеко от школы
Зачем вообще нужен отдельный стандарт для «дошколки»? Ответ проще, чем кажется - в новом «Законе об образовании» «дошколка» стала новым уровнем образования, которому, как и всем прочим уровням, необходим собственный стандарт.
«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни, - подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта, директор Федерального института развития образования. - У медиков есть клятва Гиппократа с главным посылом “Не навреди” - при разработке стандарта мы придерживались именно этой формулы, просчитывая многие социокультурные риски и учитывая ожидания общества».
Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка - личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, - то в дошкольном стандарте оставили только одно - личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. «В детских садах ребенок впервые сталкивается с так называемым “общественным” взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения, - отметил Владимир Собкин, директор Института социологии образования. - В Стандарте намечены требования к воспитателю детского сада, задающие его гуманистическую позицию. Это одно из ключевых условий».
Педагог-психолог
Еще одно определение Стандарта, которое используют между собой разработчики - «система условий психолого-педагогической поддержки развития детей». В нем впервые даны ориентиры тем, кто работает с дошкольным детством: что это за работа? Как она строится? Какие требования и условия должны обеспечивать ее эффективность и качество? «Это вызов системе подготовки кадров, - заметил Виталий Рубцов, ректор Московского городского психолого-педагогического университета. - В самом Стандарте есть требования к педагогам. Но от требований до подготовки - очень большой путь. Здесь нам поможет Стандарт профессиональной деятельности учителя, в котором заложены требования к воспитателю «дошколки».
Важно также отметить, что в проекте Стандарта наложено вето на требования к оценке образовательных результатов. Разработчики исходили из того посыла, что все дети разные и у каждого будет своя траектория развития. А чтобы вариативность не превратилась в хаос, в Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ. К примеру, инновационность Стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника. Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте. Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка. «Это не только материальные условия в детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности - система общения ребенка с воспитателями и сверстниками, - подчеркнула Ольга Карабанова, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. - В Стандарте часто повторяется целевая установка - поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше мы делали упор на то, что взрослый - главный, направляющий. Теперь он - посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка».
В Стандарте также указано, что право на мониторинг развития ребенка имеет не воспитатель, а человек, обладающий соответствующими компетенциями, то есть педагог-психолог. И только с разрешения родителей!
Готов к обсуждению
Проект Стандарта, повторим, вывешен
на сайте Минобрнауки для обсуждения всеми заинтересованными сторонами - организации и граждане могут присылать свои мнения и суждения относительно проекта, которые будут отправлены в специально созданный при Министерстве Совет по утверждению федеральных стандартов.