Ещё раз о Москве

Feb 01, 2012 20:47




Картинка тутНа Полит.Ру ознакомился с текстом публичной лекции Натальи Зубаревич, посвящённый современной Москве, московской агломерации и управлению всей этой махиной. К вопросу о роли Москвы в имперском строительстве государства Российского в тексте приведенно немало географической теории. Заинтересовала так называемая "новая география" . О ней в тексте написано: "Следует упомянуть и теорию новой экономической географии, которую создали Пол Кругман, Фуджита, Венеблз и другие региональные экономисты. Они облекли в формулы слова географов про пространство и тем самым сделали из непонятной науки экономическая география понятную науку пространственная экономика. В формулах пространственной экономики очень много допущений, и если их прикладывать к реальной жизни, то сильно не состыкуется. Тем не менее, это очень большой вклад в развитие пространственной науки. Он позволил на модельном уровне объяснить, в чём экономический смысл агломерационного эффекта, почему при определённых обстоятельствах и экономическая активность, и работники концентрируются в одних местах и уходят из других. Новая экономическая география объясняет, что развитие центральных городов связано с политическом режимом в стране: чем более авторитарен и тоталитарен политический режим, тем при прочих равных гипертрофированнее функция центрального города. Логика достаточно понятная: все решения принимаются в одном месте. Весь бизнес для того, чтобы решать вопросы, стягивается в одно место, ресурсы стягиваются туда же". Вот она неизбывная азиатская централизация в России (как писал поэт: "золотая дремотная азия опочила на куполах"). Если у современной России и присутствуют элементы имперской государственности, то они точни походят не на классические образцы XIX века, и даже не на Римскую империю, а на вот эти старые азиатские деспотии и сатрапии, о которых мы мельком узнаем из курса истории Древнего мира, чтобы потом моментально забыть, и вспоминать только, если в каком-нибудь кино, типа "Generation П", нам напомнят про эти старые цивилизации. Имперская столица находится, там где находится монарх со своей свитой. Но так как монархи богоподобны, а бога каждый день видеть толпе не положенно, то прячется властитель за стеной закрытого города. и так далее и тому подобное. Итог всей лекции: Москва - это Россия; всей стране нужна децентрализация; столица станет ещё большей Россией при децентрализации; планы по расширению границ города - плохие.


Но в тексте привлёк моё внимание ещё один кусок: "Вторая теория - диффузии инноваций Хегерстранда, она объясняет, как инновации, рождённые в центре, распространяются в пространстве. Направлений два: на ближайшие полупериферийные пространства, то есть в пригороды (ближняя диффузия), и по иерархической системе городов - от крупных к менее крупным (дальняя диффузия). Любая инновация, появившись в крупнейшем центре, начинает двигаться в центры меньшего размера и потом на периферию. Так развивается и организуется пространство. Логика очень простая: пространство нигде и никогда не развивается равномерно. Это не апология неравенства, а объяснение его естественного, объективного происхождения". Года два назад в одном из старых интервью БГ я услышал такие слова, точно не воспроизведу, но смысл такой: я (БГ) жил в Ленинграде за железным занавесом, и совершенно его не ощущал. Я был в самом центре мировых модных тенденций и не чувствовал себя жителем какой-то уж там жуткой мировой перефирии. Но потом я стал ездить по России, и неожиданно понял, что если сейчас что-то актуально в Москве или Ленинграде, то это дойдёт до Астрахани через три года, и ещё непонятно в каком виде. Так на самом деле всё и происходит. Например, социальная сеть "Вконтакте", в которой я был зарегестрирован с 2007-го года, долго была для меня электронным списком моих знакомых из Москвы и Санкт-Петербурга. Но ровно через три года, в начале 2010 года, пол списка у меня было уже курян. И вот в этот момент, когда потекли на стену эти бесконечные страшные открытки-поздравлялки и картинки-статусы, я понял, что пора валить. И свалил на Twiiter и Facebook. И пока очень радуюсь. В одном уверен, среди нашего народа, привыкшего к халяве, большой популярностью они пользоваться не будут. Хотя три года ещё не прошло. Поэтому меня будет продолжать согревать чувство элитарности, когда, приезжая в Курск, в Клюкву я буду говорить, что меня нет в "Одноклассниках" и "Вконтакте". Тоже самое, например, с хипстерами. О них заговорили, по крайней мере в моём пространстве, года три назад. И вот они появились в моём родном Курске в массовом количестве. Чему я на самом деле очень рад. Только одного понять не могу: откуда у людей деньги в дипрессивном регионе? Ведь быть интеллектуальным снобом занятие дорогое. Снобизму нужна одежда и гаджеты. Впрочем, здесь возникает другая проблема: я давно выпал из курской жизни, и мало понимаю, что там происходит на самом деле. Но не слова больше о личном.

урбанология, десятые годы, обзор литературы, теория империй

Previous post Next post
Up