Последние несколько дней в интернетах стоит кумачовый вой. Вопль отчаяния.
Вот,
вот и
вот.
В принципе левых понять можно. Искренне можно понять, какой это неприятный баттхерт. Во-первых, последний раз левые памятники вот так вот бесцеремонно сносили в начале 1990-ых, когда они всем надоели. Во-вторых, на памятнике нет имен, скажем так, самых лузловых коммунистических лидеров вроде Ленина и Сталина, из-за которых левых и не любят. В-третьих, всё это происходит после недавнего открытия памятника
Патриарху Гермогену в непосредственной близости от недавно существовавшей стелы. Лучшего образца исторической политики и найти-то сложно. И выглядит это в смысле памяти (вот левым она как раз совсем не принципиальна) совсем, как уничтожение барельефов гербов городов Российской империи и замена их на имена мыслителей на той же самой стеле.
А теперь собственно о российских левых.Последний год мне с ними приходится очень много общаться. Не могу сказать, что такое общение всегда конструктивно, но точно интересно. Прочитав в раннем возрасте "Архипелаг ГУЛАГ" и "Колымские рассказы", а в виде левых видя только зюгановцев, я очень долго не понимал, как вообще адекватный здоровый человек может рядиться в красные цвета. И я до сих пор искренне уверен, что главная задача левых России, кроме борьбы за сглаживание социальной несправедливости (уничтожить её, к сожалению, не получится), является борьба со сталинизмом. Причем ни приглушенная, а последовательная и громкая.
Совсем недавно от одного удивительного человека я услышал получившуюся у него случайно очень крутую характеристику современных левых: "Я на левацком митинге. Вокруг меня 15 человек. Я в самой гуще событий". Причем я прямо вижу как в этой "гуще событий" из 15 человек происходит идеологическое почкование и рождение новых и новых троцкистских и маоистских ячеек. Современные левые, в отличие от зюгановцев даже, говорят на непонятном для угнетенного россиянина языке. Засыпая свою речь цитатами и терминами из тех самых снесенных мыслителей, и к тому же используя ну совершенно архаичный термин "буржуя" с каннибалистским призывом, они оказываются неуслышанными.
Мне бы очень хотелось, чтобы в России была нормальная Европа. Полноценная национальная Европа. С настоящими европейскими левыми. Пока же у нас гигантская выдуманная пропасть между "элитами" и народом. К сожалению, выдуманная самой "элитой". В том числе и левой.
Хипстер в арафатке остается хипстером. А большинство снесенных мыслителей даже не всем левым хорошо знакомы.
А теперь вернемся к стеле. После десятилетия сурковского постмодернизма, когда позволялось играть в эклектичную идеологическую политику, у нашей власти наконец-то появилась более-менее внятная идеология - видны, так сказать, общие очертания. Это архаичная традиционалистская политика. Я подчеркиваю слово архаичная, потому что она не то чтобы ужасна в принципе - она невозможна в XXI веке в силу неизбежности прогресса. Это знаете, как у Стругацких в "Трудно быть богом": прогресс может петлять зигзагами и даже поворачивать назад, но его движение не умалимо, пускай, и далеко не скоротечно и прямолинейно.
Совершенно неизвестно, в каком виде к нам
вернется стела. Лично я ее возвращение с романовскими гербами буду приветствовать. Я вообще за восстановление преемственности с Россией до 1917 года. Но! Но! Важно понимать другое, в 1917 году Россия провалилась в пропасть и стала строить утопию, утопив в крови себя, потому что это была, видимо, историческая неизбежность. Эта переделанная большевиками стела была, как я понимаю сейчас, лучшим памятником Русской революции. Тысячи и тысячи людей веками мечтали о России как об утопии: православные иноки, старообрядцы, скоморохи, сказители, беглецы, разночинцы, писатели, интеллигенты, художники, каторжане, революционеры. Мешало им в этом остановившееся в своем развитии империя. И она рухнула. Имена Маркса и Бакунина отменили на какое-то время Петра I и Пушкина. Но потом уже в рамках недовоплощенной советской утопии все вернулось на свои места. Культуру статьёй "О великорусском шовинизме" не отменишь. Но, мать твою, это не в меньшей степени русская история, чем победы русского оружия и крестьянский голод.
И в завершение хочу сказать, что я мечтаю о новой стеле, устремленной в Русское будущее, в котором одинаково найдется место и Петру I и Бакунину.