Современная музыкальная культура породила немало невнятных терминов, который в эпоху Постмодерна, как хочешь так и трактуй. Например, софт-рок, он же лайт-рок, он же спремлённый рок и так далее, покуда у вас хватит слов для выражения усредненности. Для человека, взращённого на дрожжах великой русской культуры я предложил бы другой "сравнительный синоним" - мещанский рок. Мещанство в нашей культуре почему-то принято осуждать, отдавая предпочтения радикальным проявлениям жизни. Между тем, как говаривал Юрий Трифонов: "Быт - это великое испытание". Но в нашей-то истории, не говоря о современности, по большому счету никогда и не было мещан, в европейском смысле слова. Аристократии, кстати, тоже не было.
Об этом недавно хорошо написал Виталий Анатольевич Куренной. Но мы отвлеклись. Мещанство, даже в нашем родном варианте, в России вещь, которую принято ругать. Усредненность во всех проявлениях и следование традиционной культуре интеллектуальным сословием на Руси, по крайней мере, публично всегда осуждалось. Вот где-то здесь и начинаются брать живительную влагу корни формы движения русской истории - по кругу на ровной площадке, задевая окружающих, и падая самим.
Между тем, в наше время, чьим девизом служит утверждение "пусть расцветают все цветы, кроме сильных (в том числе и в убеждениях) и красивых (в том числе и в душе)", нравственные и бытовые ориентиры, которые заставляют сидеть дома, растить детей и ходить на работу, высмеивают все кому не лень, в том числе и группа Pussy Riot. А тем временем в современной музыке никаких запредельных прорывов не происходит уже пару десятилетий. "Все цветы" получили благодаря Интернету своего верного слушателя, а вот мещанство, и направленный на него мещанский рок продолжают ругать также как в революционные 1960-ые. Но как писал Булгаков, завершая "Белую гвардию": "Всё пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле". Также и традиционные ценности никуда не исчезнут под напором феминизма и радикального исламизма. Мещанство продолжит существовать, а значит время от времени будут появляться большие группы, играющие мещанский рок (хип-хоп, поп) и проповедующие мещанство.
Вот собственно такой большой группой являются ирландцы The Cranberries - главная группа тридцатилетних, как когда-то в середине нулевых выразились в русском Rolling Stone. Характерный вокал Долорес О, Риордан претендует на то, чтобы быть признанным лучшим женским голосом в музыке десятилетия игровых приставок, рейвов и распада Югославии. На этом поле с ней может соревноваться разве только Бет Гиббонс . Но если последняя стала кумиром неврастеников с претензией, то Долорес оказалась проповедницей семейных ценностей в мире победившей сексуальной революции, миротворцем в мире постоянных войн. В этой проповеди по страсти и уверенности в собственной правоте с нею может посоревноваться разве только её земляк Боно. Вот собственно подобный набор идей и отличает The Cranberries от остальной мировой рок-тусовки. Там где обычно война осуждается за насилие над личностью, то у "клюкв" поется про разлученные семьи. Там, где обычно утверждается индивидуальная свобода - у Долорес чувственные песни о любви к сыну. Даже некая бунтарскость в виде песен о "вечной молодости" больше напоминает умудренного Екклезиаста с его "Веселись, юноша, в дни юности своей".
Собственно "No Need to Argue", как и положено в мещанском роке, мало чем отличается от дебютного альбома The Cranberries и от всех последующих. Единственно, что на нём есть особенного - это хит №1 группы Zombie, где ирландцы осуждают IRA. Ode To My Family, как следует из названия, посвящена семье, и в некотором роде является просьбой о прощении у родителей сбежавшей из дома Долорес. Тут мы упираемся в христианские мотивы, которых не могла избежать католическая вокалистка The Cranberries. Дальше вся пластинка посвящена расставанию с бывшем бойфрендом, но никак это обычно бывает со слезами, ненавистью, истерикой, а скорее… Как бы это сказать, как это обычно происходило в песнях Майи Кристалинской или Валентины Толкуновой. В общем, по-мещански, но только с громкими гитарами. Впрочем, такой подход к самотерапии оказался действенным, и Долорес вышла замуж почти одновременно с выходом "No Need to Argue". Сама же пластинка звучит, как и положено, средне, и даже кельтские мотивы создаются отнюдь не волынками, а удивительным вокалом Долорес. В песнях можно прочитать какие угодно музыкальные влияния: всё зависит от пределов собственной музыкальной образованности. Однако, на выходе всё это получается крайне гармонично и по-настоящему мощно. Во всяком случае, услышав раз Zombie, её уже сложно забыть. И, наверное, не случайно, что именно The Cranberries стала главной группой поколения, которое в пору путинского расцвета станет уже главным субъектом потребительского бума с торговыми центрами, с кредитами, отдыхом в Турции и прочим мещанством. Впрочем, "время разбрасывать и время собирать камни". А тем, кто камни собирает, нужна тоже своя музыка, как и тем, кто их разбрасывает.