Пока меня ещё не отправили в ГУЛАГ, чтобы я повторил судьбу своего любимого писателя Александра Исаевича Солженицына, я буду верить, что всё происходящее на российском беспределе - это вторая часть, а вернее продолжение, той Перестройки, а не новый 1937-ой год. Ах, как бы сейчас в памяти потомков отпечаталась та достославная эпоха, если бы тогда существовал web 2.0? Вместе с хеш-тегом #оккупайМосковскиеНовости в 1987 году после объявления гласности, мы с замиранием сердца ждали бы новый пост Егора Яковлева в его ЖЖ. Программа "Взгляд" в полночь каждой пятницы выходила бы по ютубовской подписке. А кандидаты в народные депутаты собирали бы тысячи подписчиков и друзей своих блогов и страниц в социальных сетях. Такой стим-панк, конечно, прекрасная умозрительная забава, если бы не одно печальное "но": афанасьевское агрессивно-послушное большинство так и осталось агрессивным и послушным, только к себе гордо припаяло паяльником информационной эпохи число 2.0.
Собственно, это и есть главный вывод из первой части исследования нашей группы под руководством достопочтенного Эмиля Абрамовича Паина, которое посвящено этнополитической проблематике в российских социальных медиа. Итоги исследования были доложены в последний понедельник в Вышке.
Для заинтересованных выкладываю презентацию, потому что убежден, что если знания могут распространяться бесплатно, то они должны распространяться бесплатно. Ну а здесь я расскажу несколько ключевых моментов.
В первой части исследования нашей группой формировалась тематическая карта российских социальных медиа. Мы пытались ответить на два вопроса: о чём специфическом этнополитическом говорят люди и на какие группы их можно разбить? После тщательного анализа различных околополитических интернет-сообществ у нас получилось четыре группы: русские националисты, левые, либералы и путинисты. И вот что выяснилось… Собственно, тут у меня возникает соблазн написать о каждой группе отдельно, но не буду, например, хлеб отбирать у
oksana_kochergaс его левыми, да и презентацию я вам уже выложил. Напишу только общий вывод. Когда в предвкушении большого Болотного митинга заговорили о позитивной роли Интернета в протестах, то палку явно оптимистически перегнули. Когда в морозной сахаровской эйфории громогласно объявили о том, что мы вместе, то примерно 140 миллионов жителей России даже не знало о происходящих митингах. Когда на #оккупайабай чуть ли не пели о том, что все политические течения могут договориться между собой, население смотрело по телевизору инаугурацию Путина.
Наша оппозиция болезненно не хочет признавать, что оно меньшинство, хотя что может быть естественнее. Если вы и креативный класс и оппозиция, то вас по определению не может быть много. Но нет! Неубедительно убеждают, что "Марш миллионов", потому что каждый участник представляет по несколько человек. Говорят о том, что нужно наращивать протестные действия в регионах, но навязчиво хотят проводить митинги в пределах Садового кольца, чтобы людям было удобно добираться. В конце концов избирают в Координационный совет Каца и Собчак. Избрав такой свой представительный орган, разговоры о большинстве должны себя исчерпать окончательно. Теперь нужно менять большинство.
А это большинство зло смеёться в лицо меньшинству. И оно, сидящее в интернетах, гораздо ближе к власти, чем тот же Кац, например. Вы говорите, националисты ходят на митинги? А вы готовы согласиться с требованием усредненного русского националиста, что неплохо бы всех мигрантов выслать, а мечети сжечь? Не готовы. Вы вот думаете, что левые -это Изабелль Магкоева со своими мужем-свободным художником? Обычный интернет-левак дрочит даже не на Удальцова, а на всё того же Зюганова. И в отличие от митинговых антифа и фа, националисты и леваки в интернетах гораздо проще находят общий язык в ненависти к либералам. Последние - это не милые активисты из компании Навального или Каспарова. Это то самое небыдло с лурка. А быдло у них - самое расхожее наименование всех остальных. А путинисты? А их в интернете нет совсем. Ну, то есть, конечно, есть, но это уже вторая часть исследования. В официальных группах ЕдРа или Путина нет никаких обсуждений или даже намеков на формирование конструктивного антиоппозиционного дискурса. Вывешивают новости со своих сайтов и всё. Но это не значит, что у власти нет сторонников в интернете. Те же националисты с властью расходятся только в исламофобии, кавказофобии и мигрантофобии. А для леваков будет достаточно посадить ещё какого-нибудь олигарха.
Конечно, я где-то утрирую. Но вывод на самом деле таков: ну, предположим, революция, но с чего вы взяли, что она обязательно победит и большинство начнет читать "Афишу" и устраивать в своих посёлках городского типа аналоги Парка культуры и отдыха имени Горького? Революция вполне возможно будет самой жуткой контреволюцией. И мы балансируем не на грани появления своего Гавела, а в преддверии собственного аятоллы Хомейни, который хорошо если паранджу оденет на стоящую у занавески Ульрику Майнхоф, если не петлю. И это проблема не большинства - это проблема меньшинства, которое не может сформировать для него смысл бытия. Нам всем нужна преобразующая сверхидея, но не считать же таковыми крашенные лавочки и доски объявлений? И что вы хотите от большинства, когда её продвинутое меньшинство не может сформулировать? Так вот, вторая часть нашего исследования будет посвящена тем, кто придумывает нашей действительности смыслы: Московским новостям 2.0, Межрегиональной депутатской группе 2.0, Взгляду 2.0, 600 секунд 2.0, и прочим прелестям перестроечного быта. Надеюсь, исследование всё-таки не будет прервано необходимостью геологической экспедиции на Колыму.