Боттичелли "Оплакивание Христа" (1500?)
Ещё неделю назад посмотрел парфёновский "Глаз Божий". Сейчас почитал на него
рецезию Ревзина. По мне, так в полном соответствии с гегелевской диалектикой Парфёнов нам показал антитезис. Антитезу "Хребту России". Если не забыли, то был у него такой фильм об истории Урала, о его значении в истории России. Там эта природная межа напрямую уподобляется своему первоначальному значению - позвоночнику - основанию. Мы наблюдали есенинскую расею - азиатскую сторону со всей уникальностью её особого пути: властители-людоеды; народ-раб; продажные чиновники; растоптанные таланты-самородки; тюрьмы и грязь. И весь фильм сводился к одному тезису - вырви этот хребет-основание, то будет что угодно, но только не Россия.
"Глаз Божий" - это совершенно другое. Это о том, что Россия есть Европа, что Россия всегда была Европой. И это воплощает Пушкинский музей, созданный и сохранённый людьми, которые были этими самыми русскими европейцами. И этот фильм Парфёнова сейчас смотрится как катехизис белоленточной движухи.
Но какое-то нехорошее чувство у меня всё же осталось. А где же синтез? А главное, каким он должен быть? Есть Пушкинский музей почти у самого Кремля, в центре столицы нашей прекрасной родины. И есть огромные, да к тому же и бесславные уралы всея Руси, где люди всё также считают Пикассо мазнёй, а античные статуи срамом. Эти вот две России соединимы ли в принципе? Логика диалектики говорит о необходимости и даже неизбежности синтеза. Где его взять?
Ничто так меня не поражало при первом посещении Пушкинского музея как обилие слепков, пастеров. Я не понимал, почему на весь музей нет хотя бы одной нормальной античной статуи, чтобы прямо из Афин и Рима до нашей эры. Сейчас-то понятно, что эти слепки и есть суть русской Европы. Копия и подделка, подстраивание и обезьянничанье. Для меня самым мощным моментом фильма оказались слова Матисса, который увидел в Москве православные иконы, и в шоке говорил, что его новаторское искусство было создано московскими монахами ещё в XIV-XV веках. В своё время меня сестра Юля поставила в тупик фразой, что, дескать, когда в Европе был уже Боттичелли, то у нас было всё ещё плоскостное письмо. Тогда я ничего не мог возразить. А сейчас скажу: и хорошо, что было. И иначе не могло быть.
Россия - Европа, потому что уникальна как любая европейская страна. Нас объединяет гораздо большее, чем живопись эпохи Модерна. И это Христианство, и ничто другое. И именно в Христианстве заложена идея единства мира, и, в конце концов, единства Европы. Родившись в Азии, возвеличилось в Европе, а дальше пошло по всему шарику. Гитлер и Сталин вполне себе походят на азиатских тиранов, но их бы такими не признали, если бы они не появились в Европе. Европа может быть единой только, потому что она христианская.
Здесь возникает вопрос: но Христианство теряет свой вес, оно погибает, а Европа объединяется, права человека и всё такое? У меня на это есть два ответа - религиозный и рациональный. Религиозный такой - в этом нет ничего страшного. В Откровении Иоанна Богослова откровенно сказано, что мир закончится историческим поражением Христианства. Так, что в глубине души верующие должны радоваться происходящему (грешные мысли). Рациональный ответ звучит похоже: в угасании Христианства также нет ничего страшного. Исчезновение Церкви не стирает её из истории и ген европейской культуры. Пидарастичные Афины с процветающим рабством и бесправием женщин и инородцев никак не могут стать образцом для подражания толерантной Европы. Христианство с её методологическим индивидуализмом есть базис и основание того, что мы должны и даже обязаны уважать друг друга.
Поэтому России не надо изобретать велосипед - мы европейцы, прежде всего, потому что христиане. По крайней мере, таковыми себя считали наши предки. У РПЦ МП мог бы быть исторический шанс стать проводником Европы в России, если бы она искоренила в себе филофеевщину. Но ни при этих иерархах, и ни в этой жизни. И я не фантазирую нисколько. Ничего не получится у нашей белоленточной движухи, если она будет себя считать во вражде с «клерикалами» и «фундаменталистами», отгородившись от них весёлыми плакатам с Болотной и калошами Патриарху.
А пока Show Must Go On!!! Пушкинский музей в Москве - Уралвагонзавод на Урале.