Советская российская история Украины

Jun 07, 2012 23:52



В конце апреля 2011 года я второй раз за месяц откинулся из больницы. В первый же день после выписки я ждал Артёма на станции московского метрополитена - Киевская - Кольцевая. Он как всегда опаздывал - он не умеет иначе. Пока я ждал, стал прогуливаться вдоль станции. Матерь Божья, что же я там увидел! Я тысячи раз проходил мимо этих соц.реалистических мозаик, но только в тот момент уловил их потаённый смысл - это же наш советский российский нарратив украинской истории, читай, имперский! Именно так мы и видим украинскую историю. Под "мы" я понимаю, соотечественников, имеющих среднестатистические представления об истории родной страны и её соседей.


Но вернёмся к нарративу. Нарратив по-французски означает рассказ, повествование. В сущности этим всё сказано. Но есть одно важное "но!". Нарратив - очень постмодернистский термин. Подразумевая под собой последовательное изложение событий и соответствующую им интерпретацию, нарратив рождает определённый дискурс, в котором существуют люди. Так вот, ключевое и принципиальное различие между русскими и украинцами в понимании истории кроется как раз в нарративе. Между самими жителями Украины разнится также скрывается исключительно в нарративе. Если быть совсем кратким, то в имперском официальном государственном нарративе принято считать русских и украинцев, если не одним целым, то очень близкими братскими народами. В украинском же национальном нарративе русских принято воспринимать как принципиально Иных, причём весьма агресивно настроенных к неньке Украйне.

Интерьер станции Киевская-Кольцевая была разработан по заказу Хрущёва в 1954 году, в год трёхсотлетия Переяславской Рады. У станции была задача увековечить исторический путь украинского народа. Но как же он смотрится из московской подземки?

Итак.

01. Украинская история начинается с Переяславской Рады. Фактом воссоединения (кстати, до 1954 года этого термина не было. При Сталине смело говорили о присоединении) с Москвой украинцы себя включают в мировую историю. Главный украинский деятель - естественно, Богдан Хмельницкий.


02. Что же затем происходит на украинских землях? Никакой речи об автономной Гетманщине не идёт. Здесь произошла Полтавская битва, в которой Россия навеки стала великой державой, а не периферийной страной европейского и азиатского миров. Отдалённо для образованных зрителей читаются намёки на Мазепу, на его переход на шведскую сторону.


03. Затем Украина даёт о себе знать, когда в неё приезжает молодой ссыльный за пиздёж "наше всё" Александр Сергеевич, который, видимо, на этой мозаике собирает материалы для своей поэмы "Полтава". Играющий на лютне украинец, видимо, распространяет факты, которые наносят вред государственному имперскому нарративу. Но советская цензура этого не заметила. На первый взгляд, странно, что нет подобной мозаики с Гоголем. Но ведь не могли же позволить советские начальники национализировать украинцам великого русского писателя. Впрочем, сейчас, когда им никто не мешает, у них это итак неочень хорошо получается.


04. О, Боже! Что же мы видим на следующей мозаике? Людей, которые не представимы для официальной истории Российской империи, но являющиеся сугубым культом для истории советской: белоленточники революционные пиздаболы мыслители Чернышевский, Некрасов и Добролюбов, который судя по всему, должен скоро умереть после события, изображённого на этой мозаике. Им читает свои вирши, второй великий украинец советского нарратива - поэт Тарас Шевченко. Его глоризация в СССР - тема отдельного разговора, весьма интересного. Скажем только, что советская власть сделала немало для прославления большого украинского националиста и антиимперца. 


05. Затем Украина (Украина ли, а не Новороссия?) очень быстро индустриализировалась. И сюда протянул свои жадные ручонки нарождающийся большевизм.


06. Потом на Донбассе в 1905 году революционные рабочие стреляли в контреволюционных жандармов. А там, под мозаикой подчёркнуто, что на Донбассе. Поднепровским зажиточным крестьянам было не до бунтов. И опять же для образованных слоёв населения - это скажет о том, что уже в начале 20 века появилось две Украины - индустриальная и деревенская.

07. Не забываем о том, что провозглашение в 1917 году в Петрограде советской власти считалось важнейшим событием в истории человечества вплоть до 1991 года.


08. Первой Мировой в истории Украины, мы как понимаем, не было, впрочем, как и в истории России. Наступила Гражданская война, где бравый Щорс боролся за советскую власть (за что он боролся - это тоже отдельный вопрос). Ни УНР, ни Гетманат, ни Директория своего отражения здесь не нашли. Косвенно, образованный человек может вспомнить о петлюровщине и махновщине, естественно не разбираясь, что кроется под этими терминами. Но, между прочим, украинским националистам на три года удалось создать независимое государство, из-за которого (а вернее из-за своих имперских комплексов) проиграло белое движение, а большевики ещё в 1918 году не ворвались в Центральную Европу.


09. Как мы знаем большевики победили, а их вождь Володя Ульянов, уже немаленький и не с кудрявой головой, объявил курс на электрификацию всей страны. Так был во время гигантской советской индустриализации построен Днепрогэс, на открытие которого приехали друзья Сталина - Орджоникидзе и Калинин с козлиной профессорской бородкой.


10. Никто вам естественно не расскажет о Великом голоде 1932-1933 годов, о вызвавшей его коллективизации, которая уничтожила старую Россию и Украину (несовсем), и запустила процесс формирования советского человека, уничижительно именуемого совком. Когда мне кто-то говорит о том, что Сталин был талантливый и сделал по мановению волшебной палочки страну с атомной бомбой, то этот человек плюёт на безвестные могилы моих раскулаченных и замученных в ГУЛАГе предков, а значит плюёт в меня. Впрочем, ничего мы здесь не видим такого - в УССР запустили на полтавский чернозём первый трактор. Все радуются.


11. Пока крестьяне пухнут от голода, в Киеве проходит народное гуляние.Праправнук того украинца, который играл Пушкину на одной из предыдущих мозаик, теперь на бандуре поёт хвалебную песнь про радянскую Украйну.


12. Пацанчики, а это очень важная мозаика. Единственное, наверное, официальное, естественно прикрытое, изображение пакта Молотова-Риббентропа в Советском Союзе. Галичане радуются приходу большевиков и воссоединению с остальной Украиной. Конечно же, они радуются. Ведь в советском нарративе ничего не говорится о том, что ещё во время Гражданской войны был Акт Злуки, который объединил украинцев в их первом независимом государстве. Впрочем, советской власти нужно отдать должное: украинцев в одном государстве окончательно собрала именно она. Даже умудрившись присоединить Закарпатье, которое никогда не было частью Киевской Руси, но было значимым местом для украинского национализма.


13. А завтра была война. Естественно никакой обороны Киева в 1941 году не было. Естественно не было никакого Будённого, позорно сдавшего "матерь городов русских", оставив в котле сотни тысяч красноармейцев, которые если не умрут, то погибнут в нациских лагерях или в качестве коллаборационистов или же в 1945ом отправятся в ГУЛАГ. Не было, кстати, и Бабьего Яра, и практически повального истребления еврейского населения на самой густонаселённой детьми Авраама части света на тот момент. Киев мы сразу освободили в 1943ем году, как раз к годовщине "Великой Октябрьской социалистической революции" (ковычки неслучайны). 


14. Ну и конечно же альфа и омега советской исторической памяти - Победа в Великой Отечественной войне. Вы, кстати, заметили, как этот усатый, стереотипный украинец, путешествует с мозаики на мозаику.


15. А вот это моя любимая мозаика. У меня есть теория (возможно, не только у меня), что в Советском Союзе существовали некие индустриальные зоны, где выковывался советский человек, где конструировалась "новая историческая общность - советский народ". В Украине это Донбасс, в России, например, Южный Урал. Эту теорию я взял из мира идей ещё до того, как увидел эту мозаику, но мне так понравилось, что она косвенно подтверждает её.


16.


17.


18. Российские и украинские колхозники дружат. Вероятно, это граница Курской и Сумской областей (мне приятно так думать). Думаю, что данная мозаика появилась из-за любви к деревне Хрущёва. Хотя, с другой стороны, рабочие Донбасса и Урала, пусть соревнуются, но тоже дружат.


19. Тут в общем-то всё понятно. Единственное, что от себя добавлю, авторы мозаики показали разнообразие украинского этноса: классическая (полтавско-киевская) украинка в венке, а в жилетке, видимо, молодая галичанка. На заднем фоне в шляпе закарпатский украинец (украинец ли?). Донецкий шахтёр несёт советский флаг Украины. Кстати, что ещё важно, налицо обычная для восточноевропейских национализмов фольклоризация нации - нация деревенская и выглядеть должна как в Средневековье. Посмотрите на кочующего с мозаики на мозаику украинца - он одет в вышиванку. Сейчас в Украине принято, чтобы подчеркнуть свою озабоченность судьбой украинской нации, носить эту самую национальную рубаху. Вы представляете себе Навального или Жириновского в косоворотке? Это к вопросу о национализме в России. 


20. Вот он - советский народ - национальный по форме - интернациональный по содержанию. И всё та же фольклоризация национального. Маркс бы ужаснулся, узнав, что индустриальный коммунистический проект воплощают люди в крестьянской одежде.


21. Мы медленно подходим к самой сакральной части станции, где находится под портретом Ленина цитата из постановления ЦК КПСС


22. Это очень важная цитата. В ней кратко изложена суть советской национальной политики. Более того, в скрытом виде, здесь представлено на тот момент ещё не высказанное вернейшее утверждения Бзежинского, что Россия не может состояться как империя, как великая держава без Украины. 


Какие бы мозаики были представлены сейчас, если бы Собянин задумал переделать станцию Киевская - Кольцевая в соответствии с нынешним официальным российским историческим нарративом? Диво дивное, но почти всё оставили в том виде как есть. Ну, может быть, вместо трактора, показали голод, хотя вряд ли, метро должно быть позитивным. Вместо Шевченко был бы точно Гоголь. Возможно, ещё бы добавили Булгакова с "Белой гвардией". В общим, перемены были бы незначительные.
Это я всё к чему пишу? А к тому, что Алексис де Токвиль говорил, что он представлял перед своими глазами Францию, когда писал свою известную книжку про Америку. Так и Украина. Мы ничего не знаем об этой стране, а что знаем совсем поверхностно, если не неверно отображает суть российско-украинских отношений. Мы ничего не знаем о том гигантском влиянии украинского священства от Петра Могилы до Феофана Прокоповича на судьбы РПЦ МП, а как следствие на судьбу всей России и русского народа. Стала бы Россия великой державой, если бы Хмельницкий не выбрал протекторат московского царя? Мы слабо представляем себе опыт автономной Гетманщины в авторитарной Российской империи. Мы ничего не знаем о зарождении и развитии украинского национализма до той поры, когда его не самые талантливые представители не начнут резать жидов и коммунистов в Галиции и на Волыни. Собственно, что такое так называемая пророссийская Украина, мы тоже не до конца понимаем. В конце концов, политика Путина была бы совершенно иной, если бы не киевская Площадь Независимости в 2004 году. Мы смотрим с высока на Украину, часто посмеиваясь, между тем, нам есть чему у них поучиться, и особенно нашей оппозиции.
В одном я уверен точно, российская нация начнётся с пересмотра и конструирования своей исторической памяти, а это неизбежно приведёт к отказу от имперского наследия и нарратива, а значит заставит пересмотреть взгляды на украинскую историю.

P. S. Прошу прощения за качество фотографий. Не умею пользоваться ISO в настройках.

дискурс, украинский национализм, теория наций и национализмов, политика, история Украины, фотографии, теория империй, украинский юго-восток, Украина, постмодерн, история, нарратив

Previous post Next post
Up