Роскосмос - пациент скорее мертв, чем жив

Dec 13, 2021 22:10



Вот посмотришь на Роскомос - вроде все хорошо (если читать прожекты Рогозина)...
- На раскрашенной под хохлому ракете несется по орбите актриса Пересильд;
- корабль «Орел» точит когти на Луну,
- межпланетный буксир на ядерной тяге прогревает реактор...

А потом читаешь не коварных врагов-пиндосов, а результаты недавней официальной проверки Роскосмоса:
1. Глобальная (!) технологическая зависимость от импортных комплектующих.
2. Нехватка компетентных и высококвалифицированных кадров.
3. Износ оборудования и морально устаревшее производство.
4. Хищения бюджетных средств.
5. Системные недостатки в руководстве отраслью.

и, как следствие, в недалеком будущем, "возможная утрата Россией занимаемых позиций в космосе"

И публикует это МК. А не какие-то иноагенты. Но, может, это все только слова? И сгущение красок? Тогда посмотрим конкретные цифры и факты.

Дырки в обороне
Цифры - это, конечно, скучно, но на цифры стоит посмотреть. Из 594 госконтрактов стоимостью более 1 триллиона рублей, которые выполнялись с 2019 года, предприятиями отрасли:
- сорваны сроки по 20% контрактов (126 контрактов на 316,9 млрд);
- перенесенеы сроки по 17% контрактов (89 контрактов на 285 млрд).
- вообще не выполнены - ни на сколько - 3% контрактов (19 контрактов на 55,5 млрд).
Понятней, наверное, будет в новых ракетах.
Еще в 2016-2017 годах должно было быть поставлено 10 ракетных блоков для ракеты-носителя «Ангара А5» (общая стоимость около 4,9 млрд).
- 5 блоков поставлены в марте 2021.
- остальные 5 - "не поставлены и неизвестно".
Небольшая сноска относительно военного комплекса - нарушены сроки по поставке комплектующих на 1 миллиард рублей для стратегического подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс».
Ну и плюс 60 уголовных дел на сумму хищений в 5 млрд.руб.

Из чего Роскосмос делает ракеты

В середине февраля 2021 года к МКС был запущен грузовик «Прогресс МС-16». Однако состыковаться он автоматически не смог - его пришлось причаливать в ручном режиме из-за повреждения системы «Курс».

Повреждена она была из-за того, что при запуске вздулся и частично разрушился головной обтекатель. Оказалось, что использованную в его производстве эпоксидку не испытывали на соответствие.

Поставщик этой смолы - АО «ХИМЭКС Лимитед» - не имеет технологических возможностей для ее собственного производства (то есть сам где-то купил), а на уже использованные образцы документы, подтверждающие их качество и происхождение, не представлены. То есть и где куплена эпоксидка - тоже не понятно. Хорошо, если не для бытовых нужд на рынке «Садовод». А ведь сделано по такой «технологии» уже 15 головных обтекателей. Приемка их тормознула. А теперь самое интересное - аналогичное повреждение системы «Курс» отмечалось и ранее при запусках «Прогрессов» МС-13 (06.12.2019), МС-14 (25.04.2020) и МС-15 (23.06.2020). Но ведь взлетели же, да? Чего теперь панику поднимать - "и так сойдет"!

Взлетят ли "Союзы" без немцев?

Когда пишут о глобальной технологической зависимости от импортных комплектующих, первое, что приходит в голову, - это электроника. Это плохо, но хотя бы понятно. Но и это еще не дно. Дно - это то, что без поставок из Германии Роскосмосу нечем будет заправлять «Союзы».
Дело в том, что для пусков РН типа «Союз» применяется высококонцентрированный пероксид водорода марки ПВ-85. При этом ПВ-85 является исходным сырьем для производства пероксида водорода марки ПВ-98. Перекись водорода применяется в рулевых двигателях ракет семейства «Союз-2» и в двигателях системы спуска с орбиты космических кораблей «Союз МС». Кроме того, ее планируется применять в системе посадки космического корабля «Орел».
Но! Единственный отечественный производитель пероксида водорода марок ПВ-85 и ПВ-98 ООО «Синтез ПВ» (Нижегородская область) еще в декабре 2019 года признан несостоятельным (банкротом) и находится в крайне тяжелом финансовом состоянии. Поэтому текущие потребности «Роскосмоса» для пусков РН «Союз» в поставках пероксида водорода вынужденно обеспечиваются пероксидом водорода ВПВ-825 производства немецкой компании Evonik Resourse Efficiency GmbH, поставки которого в условиях нарастания международных санкций против России в любой момент могут быть ограничены.
То есть остановить космические пуски России условный Запад может просто по щелчку пальцев.
Собственное малотоннажное производство пероксида водорода нужных марок было запланировано в рамках федеральной целевой программы «Развитие космодромов». Строительство производственного комплекса даже не начато.

ГЛОНАСС у них "не той системы"…

Изначально предполагалось, что в 2020 году у России будет 30 спутников системы глобальной навигации ГЛОНАСС. Но в результате аварийных пусков несколько аппаратов потеряли и в 2015 году решили - пусть будет 24.
Фактически по целевому назначению в 2019 году использовался 21 аппарат, а в 2020 году - 23. Большая часть аппаратов - 18 штук - запущена в 2006-2014 годах и используется за гарантийным сроком активного существования, что требует частого вывода их из состава орбитальной группировки для профилактики.
Казалось бы - понаделайте еще спутников! Но вот беда - дальнейшее производство КА «ГЛОНАСС-М» затруднено вследствие снятия с производства примененной электронной компонентной базы (ЭКБ). Ну, понятно - устарели чипы, никто таких больше не делает. Но это еще полбеды. Оказывается, прекращен выпуск стальной ленты для изготовления баков хранения и подачи топлива системы коррекции. Стальную ленту сделать не получается!… Так что там Рогозин рассказывает про высокие технологии?
В итоге срок дооснащения аппаратов «ГЛОНАСС-К2» перенесен на конец 2026 года, как водится, "по причине невыполнения мероприятий по импортозамещению иностранных комплектующих". Причем полезная нагрузка для этих аппаратов уже изготовлена, но ближайшие 5 лет будет попросту простаивать, а расчетные сроки ее полезной эксплуатации сократятся вдвое.

Амбиции и пустота
В 2009 году по заказу «Роскосмоса» были начаты работы по созданию пилотируемого транспортного корабля (ПТК) нового поколения (сейчас он называется «Орел») для полетов на околоземную орбиту и за ее пределы, в том числе к Луне.
1. Планировалось изготовить летный образец и провести летные испытания в беспилотном варианте в 2021 году, а в 2023 году слетать к МКС.
2. В 2020 должен был быть готов космический комплекс с ПТК и тяжелой «Ангарой».
3. В 2021 планировалось создать пилотируемый космический комплекс в обеспечение лунной программы.
В итоге летные испытания перенесли на 23-й и 25-й годы соответственно. А от мероприятия по созданию комплекса в обеспечение лунной программы вообще отказались.
Тем временем создание ПТК («Орла») находится на стадии… изготовления макетов и опытных изделий, проведения экспериментальной отработки полноразмерных макетов (чисто для сравнения - многоразовый «Дракон» Илона Маска, который уже катается туда-сюда в космос, тоже начали разрабатывать в 2009 году).
Итог

1. Отечественная лунная пилотируемая программа, в которой будет использоваться ПТК, все еще практически не разработана.
2. Наземная космическая инфраструктура для обеспечения космических полетов на космодроме «Восточный» отсутствует.
3. Механизмы ее создания и источники финансирования не определены.

Вот такое вот развитие российской космонавтики на сегодняшний день... Как тебе такое, Илон Маск?

космос, космические полеты, роскосмос, рогозин на орбите

Previous post Next post
Up