Богоугодное дело, или на что живет Церковь

Sep 19, 2020 17:33




Как известно, церковь (по крайней мере в развитых странах) официально отделена от государства. Ну, во всяком случае, так гласят Конституции. Но есть страны, где эта "отделенность" существует исключительно "на бумаге". Особенно это заметно в государствах, где институты гражданского общества практически полностью подавлены, и Церковь выполняет роль тайного государственного института, выполняющего заказ государства внедрения в головы прихожан "нужных мыслей" за неплохое вознаграждение. Причем не только в материальном плане, но и в плане наделения властью.

Как это происходит? Объясню на пальцах - точнее на цифрах.

Церковная экономика на сегодня представляет собой некую "вещь в себе". Ну вроде как того суслика из анекдота, которого не видишь, но он есть. Один знакомый специалист по церковной истории на вопрос о принципах построения церковной экономики произнес фразу, которая мне очень понравилась: "У священника сдачи не бывает".

Итак. Например, в РФ структура доходов РПЦ выглядит следующим образом:
- 53% - доходы от работы собственных предприятий (кстати, не облагаемые налогами),
- 39% - дотации из бюджета и спонсорская помощь (причем в основном крупного бизнеса),
- 8% - доходы от приходов.
Как думаете, будет ради 8% Церковь заигрывать с паствой и заботиться о своей популярности у нее?
Далее. Из этой пропорции видно, что РПЦ - наполовину автономное экономическое образование (причем зависящее от существующей модели распределения доходов в экономике), и наполовину структура, зависимая от государства. Еще раз - от своей паствы церковь зависит лишь на 8%, то есть никак.

Этим и объясняется, почему в России церковь не осуществляет глубокое социальное проникновение, как это делали "братья-мусульмане" в Египте, раздавая хлеб жителям Каира, или тот же Черновецкий и его церковь в Киеве, открывая столовые для бездомных. Если бы православная церковь произвела социальную инверсию, она бы могла сконцентрировать вокруг себя до 40-50% населения и стать доминирующей политической силой в стране. Но она этого не делает, потому что ей за это не платят. А еще точнее - платят, чтобы она этого не делала.

Примечательно, как формируются 8% доходов от приходов. Более 34 тыс. приходов с ежемесячным доходом от 5000 до 3 млн руб. отдают 10-50% своих заработков 293 епархиям, а те в свою очередь - 15% высшим структурам управления РПЦ. Еще в начале нулевых среднегодовой чистый и необлагаемый налогами доход РПЦ составлял не менее 500 млн долл. Сейчас эта сумма в разы больше. Только в 2012-2015 годах РПЦ получила в виде государственных субвенций 14 млрд руб., ежегодно на нужды различных церковных программ выделяется еще 2,6 млрд руб. Например, по программе "Культура России" церковь получила 10,8 млрд руб, начиная с 2012 года.

И, наконец, самое интересное. Сегодня РПЦ принадлежат:
- торговые дома,
- телекоммуникационные компании,
- крупные и средние банки,
- промышленные предприятия,
- строительные фирмы,
- гостиницы и т.д.


Только за период с 2012 по 2016 год в реестрах недвижимого имущества в пользу церкви были зарегистрированы 270 новых объектов. Церковная экономика в России включает в себя такие сегменты реального сектора, как производство лекарств, ювелирных украшений, арендный бизнес и даже ритуальные службы по всей стране. Для иллюстрации: Екатеринбургская епархия владеет гранитным карьером, Вологодская - заводом ЖБК. Церковь выступала и акционером банка "Пересвет", который стал неплатежеспособным и не смог вернуть значительную часть вкладов населения, поверившего в надежность православного банкинга (накануне кризиса в банке хранились вклады юридических лиц на сумму 86 млрд руб. и физических - более 20 млрд руб.). Среди направлений вложений - даже проекты в "Сколково" и "Роснано".

И да - контроль над единой церковью всегда являлся обязательным атрибутом любого авторитарного государства.

политика и идеология, общество, религиоведение, религия

Previous post Next post
Up