Илон Рив Маск и "Tesla"
Илону Маску и его Tesla катастрофически не хватает никеля для производства батарей для электрокаров. Особенно с учетом гигантской очереди на машины и планов быстрого строительства новых "Гигафактори" к уже имеющимся. Кроме того, никель нужен для производства АКБ для солнечных электростанций.
Поскольку спрос на никель во всем мире намного опережает предложение, быстро удовлетворить запрос Маска невозможно. Но Илон очень не любит это слово. И потому решил привлечь потенциальных продавцов огромными деньгами.
Заявление Маска о "сверхвыгодном контракте"
Вчера американская компания Tesla официально объявила, что готова предложить сверхвыгодный контракт любой добывающей компании, которая будет в состоянии в полной мере обеспечить автопроизводителя никелем. (Первым об этом
сообщил Reuters). НО! "Tesla готова предложить "гигантский долгосрочный контракт", только если контрагент будет производить никель:
- эффективно;
- безопасно для экологии (это снова дословное требование
Илона Маска, озвученное на видео-конференции).
И это сильно сужает круг потенциальных предложений.
Сейчас Tesla покупает никель у южнокорейской LG Chem и японской Panasonic. Однако получает этот металл от азиатских компаний черед длинную цепочку посредников.
Поэтому новое заявление Маска - свидетельство того, что Tesla собирается прервать эту порочную и невыгодную практику и работать напрямую с компанией-добытчиком.
Какие существуют варианты?
На сегодняшний день существует три крупнейших поставщика никеля - австрало-канадский Vale, российский Норильский никель и китайская Jinchuan Group Co. Ltd. Но всем троим как минимум очень трудно нарастить производство именно с учетом высоких экологических требований. Так, только за последние 1,5 года случилось две катастрофы (в январе 2019 произошел прорыв дамбы на предприятии Vale, а в июне 2020 еще более серьезные проблемы для окружающей экологии создала авария на "Норильском Никеле". Ну а китайцы еще и имеют долгосрочные государственные контракты, в которых никель нужен для производства стали (напомню, на Китай приходится 2/3 всей общемировой доли).
Что касается объемов спроса в электрокарах, то по прогнозам Wood Mackensie, потребление никеля только в материалах для их АКБ увеличится до 2025 года минимум на 65% .
Почему еще Маску нужен никель за любые деньги?
Не так давно появилась инфа, что Маск будет ставить на Tesla батареи нового поколения, способные в 7 раз увеличить их ресурс - до 1 650 000 км. Для абсолютного большинства авто такой пробег намного превышает реальный срок эксплуатации машины. А, значит, Теслы станут еще дешевле. Намного дешевле - при тех же возможностях.
Откуда у Маска эти батареи? Официально информация не озвучивалась, но, вероятно, "ноги растут" из Калифорнийского университета Сан-Диего. В феврале 2020 года там удалось разработать технологию и устройство, которое при помощи ультразвука перемешивает электролит в батарее (источник -
Space Daily).
Причем буквально за полгода до этого, в конце 2019-го, сама Тесла (точнее, канадское отделение) уже подавала патентную заявку на батареи собственной разработки, с добавлением диоксазалонов и нитрильных сульфитов. Такие батареи могут обеспечить примерно 500 - 700 тыс. км пробега, что тоже очень немало.
Зарядка за 10 минут и ресурс 2000 циклов!
Вот на что оказались способны новые АКБ. Почему и как ? Потому что аккумуляторы на основе лития склонны к формированию дендритов - микроскопических выростов, которые увеличиваются с каждым циклом заряда. Эти дендриты вырастают до размеров, когда касаются противоположного слоя аккумулятора, приводя к короткому замыканию, выходу батареи из строя и возгоранию. Это одна из причин, по которой батареи на основе чистого металлического лития, имеющие наибольшую емкость среди литиевых батарей, не используются. Вместо этого применяется смесь лития с другими элементами, например, в литий-ионных аккумуляторах.
Созданное устройство генерирует вибрации очень высокой частоты - от 100 млн до 10 млрд герц (интересно, что для этого использовали стандартный компонент в смартфонах, который применяется для фильтрации беспроводного радиосигнала сотовых сетей).
Высокочастотная вибрация батареи приводит создает движение электролита и его циркуляции внутри аккумулятора. Это улучшает отвод тепла и обмен электронами. Благодаря этому обычные литиевые батареи стало возможно заряжать с 0 до 100% в течение 10 минут, тогда как сегодня самая быстрая зарядка позволяет зарядить лишь до 80% за 20 минут, а остальные 20% требуют в несколько раз больше времени. Также перемешивание электролита позволило увеличить ресурс батареи в десятки раз - до 2000 циклов заряда.
Сможет ли Маск найти другого производителя и заключить с ним контракт напрямую?
Скорее всего, на этот вопрос пока ответить не сможет никто. Другие потенциальные варианты? Теоретически есть еще №4 и №5 мирового рейтинга - солидная швейцарская "Glencore" и австралийская "BHP Billiton" Вероятно, кто-то еще - если компания сможет соблазниться предложением Маска и полностью переключиться на Теслу. Разумеется, только ценой разрыва действующих контрактов и уплатой неустойки. В общем, вопрос пока открыт.
Но когда (и если) решить этот вопрос удастся, акции Тесла могут взлететь до небес..
viaviavia