Стоимость запуска малых спутников (до 150 кг) в компании Space X
Начну немного издалека. Роль искусственных спутников формата CubeSat в исследовании Земли и Вселенной все время возрастает - а, значит, и растет спрос на их запуски. При этом на данный момент все малые спутники (массой до 150 кг) отправляются на орбиту только двумя путями:
1. На больших кораблях, если для них остается место после того, как трюм заполняют более габаритные грузы (в этом случае часто возникают задержки, тормозящие проведение научных и технических экспериментов, и к тому же таким «малышам» приходится мириться с неидеальными орбитами).
2. На малых кораблях (например, NASA была вынуждена даже создать программу Venture Class Launch Services, в рамках которой в 2015 году агентство заключило контракт с компанией Rocket Lab, ориентирующейся на запуск небольших аппаратов). Лучшими из малых ракет сейчас считаются новозеландские "Electron" - почти целиком, кстати, печатающиеся на 3D-принтере - себестоимость которых около $5 млн, а стоимость вывода на орбиту массы до 150 кг - $6,9 млн.
Первый вариант - неудобный. Второй - дорогой. И тут на сцену выходит Илон Маск, предлагающий программу SmallSat Rideshare. Что за зверь этот "райдшеринг" от Маска? Для вывода небольших аппаратов на солнечно-синхронную орбиту Илон оснащает 2-ю ступень своих "рабочих лошадок" Falcon-9 шестью 15-дюймовыми и восемью 24-дюймовыми ESPA-адаптерами, а также отдельным креплением для одного большого спутника. Это позволяет гарантировать заказчикам выполнение заказа в заранее оговоренное "окно", без всяких переносов, и к тому же более чем в 3 раза дешевле, чем могут себе позволить Rocket Lab и ее конкуренты (если кто забыл - во времена Falcon-1 минимальная стоимость полетов сверхмалых ракет стартовала от $10 млн.).
Но я продолжу. Цены привязываются к массе аппарата и дате бронирования. Если компания бронирует место за 12 месяцев до полета, то стоимость вывода спутника массой до 150 кг составит для нее $2,25 млн (напомню - у Rocket Lab $6,9 млн.). Более того, можно давать заказ и на спутники бОльшего веса - с наценкой в $15 тыс. за каждый 1 кг сверх лимита, либо те же $2,25 млн. за еще одни 150 кг (т.е. $4,5 млн. за 300 кг). Если полет "срочный", и бронирование производится за 6 месяцев - цена растет на треть ($3,0 млн. за 150 кг и по $20 тыс. за каждый 1 кг сверху).
Для Илона Маска и его Falcon-9 (а тем более FH) не составляет проблем взять дополнительный груз - ведь "под завязку" эти корабли заполняются редко, а количество полетов у них куда больше, чем у малых носителей. Так что и в этом секторе рынка космических перевозок Space X может демпинговать так, что заставит конкурентов или кардинально удешевлять носители, или уходить.
UPD: Для справки - стоимость обычного запуска Falcon 9 в 2019 году стартует от $57 млн. Три года назад было $62 млн., но цена опустилась за счет полного перехода на возвращаемые ступени, а теперь еще и головные обтекатели. Стоимость каждого из которых - как раз около $5 млн.