Левиафан. Странный фильм с особой магией

Jan 19, 2015 19:09

Признаться, я люблю смотреть или вовсе неизвестные фильмы, или очень обсуждаемые. Такие две крайности. “Левиафан” без сомнений самый обсуждаемый фильм года, переплюнувший даже “Интерстеллар”.

Ажиотаж происходит сразу по двум причинам: наконец нашелся кто-то, кто вхлам уделал Михалкова, который еще ни разу со времен “Утомленных солнцем” не имел мирового успеха; а еще в фильме интересный состав: оппозиционный режиссер Звягинцев, громко сваливший из России актер Серебряков, и киевский еврей Роднянский в качестве продюсера. Конечно, хотелось посмотреть - сваяли джинсу, или Запад все же не утратил еще тонкости вкуса к хорошему кино?

Ощущения после фильма странные. Однозначно его нельзя смотреть на ночь - спала я потом отвратительно. Вроде ничего нет в картине: ни какого-то супер-драйва, ни динамики, ни экшна, а тебя потом трясет, словно ты продолжаешь отравляться правдой.

image Click to view





С другой стороны, ничего такого Звягинцев не показал. Ничего такого чтобы нового. Просто когда ты смотришь фильмы типа “Елок” с веселым Ургантом и обожаемым мною Светлаковым, ты оптимистично реагируешь на говно вокруг. Потому что есть еще “Елки” и Ургант, и ничего такого страшного. А еще Москва не Россия, и может быть, не все так плохо…

Когда смотришь “Левиафана”, каким-то непостижимым образом в тебя проникает запах гнили. Очень сгнившей реальности, в которой в абсолютной безысходности живут люди. Ты понимаешь, что ты не живешь возле ургантов и светлаковых, ты все же живешь в очень большой стране, где вокруг совсем все иначе. И именно потому, что ты замечал признаки этого “иначе” и ранее, тебя от просмотра начинает невидимо, не очень ощущаемо ломать. В фильме нет ни единого утрированного момента, ни ноты вранья, ни тени спекуляции. Это даже не крик души.

Это просто такая себе картина типа “Бурлаков на Волге” или может быть, “Утра стрелецкой казни”. Репортаж. Просто такой репортаж с очень маленьким количеством слов и диалогов, зато с удивительным количеством деталей. И все детали, мать его, в точку.

Перед тобой словно препарируют человека, а ты, случайный зритель, ощущаешь, как к горлу подходит комок, как подташнивает от запаха крови, как кружится голова от вида внутренностей. И вот ты смотришь и оторваться не можешь от экрана, а тебя уже мутит, а ты все смотришь…

Я не знаю, надо ли его рекомендовать. С точки зрения игры актеров - такого не снимали уже очень давно, а в России, пожалуй, никогда на моей памяти. По крайней мере, у меня не было сравнений для увиденного.

С точки зрения удовольствия от просмотра - ну… если вы мазохист и вам знакомо вот это сладкое щекотание собственных нервов, когда внутри встает страх и отвращение… Ну тогда да.

С точки зрения полезности - я не знаю, нужна ли сегодняшнему русскому эта правда. Не все могут ее правильно переварить. Могут отравиться.

кино, драма, треш, обзор

Previous post Next post
Up