За что блогеры получают деньги?

Sep 26, 2014 13:03

Тут сразу в нескольких постах у моих друзей в комментариях проскочила фраза на тему - фу, проплаченные блогеры - а посты вообще не имеют отношения к рекламе. В принципе, это действительно уже боян - обсуждать, насколько блогеры бездельники и считать ли профессиональное блогерство работой, и сочинять высоченные доходы, но я еще никогда об этом не писала, поэтому позволю себе слегка информации изнутри для тех, кто не в теме.

Начнем с того, что все блогеры делятся на первую десятку (условно), послов и всех остальных. Все остальные делятся на тех, кто хорошо снимает, грамотно пишет, способен найти изюминку даже в сером тоскливом туре, и тех, кто не умеет это делать. Последние составляют основную массу блогосферы, и либо им пофиг, либо они приходят и срут в каментах у более востребованных. Ну так мир в принципе устроен, как слоеный пирог.

Идем дальше. Типологизация заказов. Первую десятку блогеров я не беру вообще, там возможны варианты оплаты даже за "я пришел посмотреть на вас", но это исключительные случаи и такого уже давно не наблюдается. Я возьму стандартные схемы.

Турпоездка. Не оплачивается налом и гонорарно практически НИКОГДА. Турпоездка - это бартер, ее крутость зависит от крутизны вашего блога, заказчика и собственно, что в нее включено. Иногда мы катаемся только с оплаченной дорогой, иногда ол инклюзив, иногда включен завтрак и все. Когда как. Разные партнеры, разные условия, разные возможности, ну и соответственно, пока вы еще не слишком крутой блогер, вам и перелет с отелем и завтраком будет как небо в алмазах, а если вы Анашкевич или Доля - хрен вы полетите, когда у вас график на три месяца вперед, в какое-нить не пойми куда, еще и за свой счет частично, например.

Поездка на производство. Как правило, ничем не отличается от предыдущего пункта. Хороший заказчик покормит группу, даст пакет продукции своего завода (если это не металлопрокат), организует трансфер и на этом все закончится. Блогер получает клевый контент, заказчик - инфоповод. И нет, это НЕ РЕКЛАМА.

Объясняю, почему. Потому что во всех случаях, когда заказчик не платит, блогер имеет полное моральное право написать, что все было говно, если все было реально говно. Если он этого не делает, то скорее всего, или он молодой и неопытный ссущий вылететь из туров, или все-таки все было не говно. Схема проста, как кусок мыла. Если вы знаете, что такое система тайного покупателя или вообще ну хоть какие-то маркетинговые исследования, у вас не будет возникать вопросов, на каких условиях блогер ездит на завод. Посмотреть, рассказать, развлечься и осветить. Заводу важно реальное мнение, блогеру - за контент и веселую поездку по приколу помочь заводу. И это далеко не безделье. Это симбиоз.

Гаджеты. Конкурсы или тесты. В случае тестов обычно оставляются в подарок, с конкурсами - выигрываются. Платят только крутым блогерам, основная масса просто получает гаджет в подарок и пишет о нем. Да, говно тоже можно писать, если оно в процессе эксплуатации вылазит.

Мастер-классы и дегустации. Туда же. Вы получаете поход в ресторан или уроки от хорошего шефа, приятную как правило тусовку, знакомитесь с кучей таких же упоротых фуд-блогеров и начинаете дружить семьями. Для очень многих - это реальный профит.

Тест-драйвы авто. Тут бывает всяко. В 90% случаев за тест-драйвы не платят. Опять же, если вы не Тема Лебедев - точно не платят. Но вы можете покататься на новом автомобиле, и конечно, если вы упоротый автолюбитель, гонщик или автокритик - это хороший контент для вас, и если у вас вообще вдруг нет машины в пользовании, - есть товарищи с проектными блогами, которые умудряются ездить через всю Россию исключительно на чужих машинах, да еще и по Москве за хлебом кататься. Профит? Однозначно.

В принципе, остались еще всякие концерты, показы, конкурсы красоты, музеи, походы, экскурсии и прочая локальная хрень. Всегда бесплатно. Это такой блогерский мир - твоя площадка это валюта, значит, ты можешь ею заплатить за то, что обычно люди покупают за деньги: ужин в ресторане, катание на пароходике, новые шмотки или поход в кино. Плохие блогеры собирают по низам мелочь, крутые просто ходят в другие рестораны, в другое кино и в другие пароходики )))) Это если утрировать.

А теперь за что платят.

Политика. Всегда за деньги. Это, в принципе, честно. Хороший блогер напишет то, с чем внутренне согласен, не отходя от формата, и это не будет враньем, плохой - схавает в себя все, как в помойку. Поэтому на теме политики полно срачей и обвинений. Она всегда, во всех случаях, платная. Никакого бартера тут не бывает и быть не может. Неплатное исключение составляет только один вариант: когда человек самостоятельно упорот и у него личная попаболь. Иными словами, политический постинг - его личная инициатива, и это ему интересно. Даже в этом случае достаточно легко отличить - если сразу у нескольких блогеров с примерно одинаковым СК выходят посты на одну и ту же тему. Ничего зазорного в этом нет, если аффтар не сходит с ума и не ударяется в кровькишкираспидорасило или не начинает спекулировать на теме несчастных детей, стариков или каких-нибудь распятых мальчиков.

Важное замечание: тема Украина-Россия не относится к этому описанию. Там массовое помешательство с двух сторон и давно за редкими исключениями никто никому не платит, кроме ботов в комментариях.

Но не будем о грустном. Продолжим.

Освещение сервисов. Очень часто да. Потому что бывают сервисы, которые не нужны самому блогеру, или они не слишком применимы к широким массам, или в конце концов, они несколько эмммм…. Специфичны.

Стройки, жилые кварталы, товары без маркетинговой концепции, бытовая техника или торговые марки из области начинающих, секс-игрушки и косметика… Еще алкоголь, очень активно, кстати. Вариантов масса, но все они значительно менее количественны, чем бартерные.

Срачи. Да, иногда заказывают конкретных людей. Это самая грязная работа, за нее не берутся уважающие себя люди, так как это может навсегда убить тебя как блогера. А бывают анекдотические ситуации, когда слегка забытый блогер просит какого-нить топового за деньги полить грязью. Я сталкивалась и с таким. Обычно это сразу видно по главной, потому что там начинается феерическое шапито.

Ну и наконец, что такое СУП. Это орган управления блогерским рынком. Будучи достаточно опытным посредником, имеющим вес и имя, СУП нередко делает туры и различные мероприятия, уровень их обычно достаточно высок, но никогда и никто из приглашенных блогеров не получает там гонораров. Ну может быть послы имеют что-то в виде премии, и то сомневаюсь более чем. Может быть, приглашенные спешиал стар....

Но в 99% случаев - нет, это не биржа и никто вам не заплатит. Почему - думаю, не стоит объяснять. Это площадка для развития тем, кто в будущем может стать интересным, читаемым автором. Гонорары и плюшки получают те, кто уже может быть сам по себе, постоянно постит в правильных сообществах, следит за тусовками, где получает нужные связи… И СУП им уже не нужен, они вполне самостоятельны.

И да, блогерство это труд. И на него есть спрос, потому что так меняется рынок. Журналисты с их пресс-релизами и шаблонностью уже не нужны. Поэтому есть управление Живым Журналом, поэтому есть тематические сообщества, и пока это живо, всегда будут идиоты, думающие, что блогер за статью о пирожке в чебуречной получает одну месячную московскую зарплату.

ЖЖ, блогеры, СУП, блогосфера

Previous post Next post
Up