Цитадель авиастроения, или Наш новый прорыв. Часть 1. Летай и не бойся высоты

Nov 16, 2013 03:04

Одно из мест, куда сходить надо любому уважающему себя украинцу, особенно, если у него есть дети - это Национальный авиамузей Украины. Благодаря компании Wargaming мы с блоггерами удостоились такого удовольствия и как выяснилось, даже киевляне открыли для себя очень много нового. Во многом благодаря нашему экскурсоводу.



Итак, начнем лекцию - под катом много букав и фото, так что настраивайтесь. Ах да, в посте использованы материалы интернета, рассказы экскурсовода и немножко энциклопедических данных. Ибо все наизусть запомнить было невозможно.

Георгий Адлер и Николай Делоне - студент и профессор Киевского политехнического института (КПИ) в 1908-1909 годах построили первые удачные модели планеров. А 23 мая 1910 года в Киеве поднялся в воздух первый самолет, созданный в Украине (и в Российской империи в целом), биплан профессора КПИ Александра Кудашева.

Немного предыстории. Возглавляемый профессором Делоне воздухоплавательный кружок КПИ в 1909 году объединил около 200 энтузиастов. Сам он организовал и читал курс лекций по воздухоплаванию. Члены кружка изучали теоретические основы и технику авиации, пытались строить планеры и самолеты. Среди них - студенты КПИ, будущие авиаторы Сикорский, Былинкин, Карпека, Адлер и др.

Большую роль в пропаганде идей авиации и воздухоплавания сыграли выставки Киевского общества воздухоплавания. В январе 1911 года в помещении Публичной библиотеки открылась первая воздухоплавательная выставка. Среди выставленных экспонатов наибольшее внимание привлекал моноплан студента КПИ Игоря Сикорского, на котором конструктор уже осуществил пробные полеты.

Из КВО вышло наибольшее в России количество авиационных конструкторов. За период с 1909-го по 1912 год киевские энтузиасты создали около 40 разных типов самолетов - больше, чем в каком-либо другом городе России.

Строили свои опытные самолеты киевские конструкторы в аэрогараже политехнического института, в собственных кустарных мастерских, на аэродроме в небольшом ангаре, а ремонтом самолетов занимались авиамастерские КПИ.

5 июня 1910 года на Сырецком ипподроме Киева состоялся первый полет самолета, изготовленного (кроме двигателя) из отечественных материалов. Построил самолет и летал на нем Александр Кудашев - инженер-железнодорожник, исполнявший обязанности экстраординарного профессора на кафедре устойчивости сооружений КПИ. После участия в Реймской авиационной неделе во Франции (1909 год) и полетов с авиатором Ефимовым в Ницце он серьезно заинтересовался созданием самолета нового типа. Хотя позднее Александр Кудашев отошел от конструкторской деятельности, его вклад в отечественное самолетостроение трудно переоценить.

Модели этих самолетов (правда, самые первые не сохранились, так что можно взглянуть лишь на копии) присутствуют в музее, можно взглянуть и прикоснуться так сказать, к истокам.



К слову, именно с этим экземпляром связывают одну очень трогательную историю - достаточно известная актриса того времени, Любовь Голанчикова, выступавшая под французским псевдонимом Мили Море, познакомившись с летчком Михаилом Ефимовым, прокатившим ее на самолете (чего не сделаешь ради любви) осенью 1910 года, навсегда заболела небом, и оставив актерскую карьеру, отправилась в летную школу. Несостоявшаяся прима сцены оказалась капризной дамой, и достаточно страстной для третьей по счету в мире женщины-авиатора: поиски идеального для нее аппарата в итоге привели ее в Германию, где уже в 1912 году она ставит мировой рекорд по высоте полета среди женщин - 2200 метров!

Но вернемся же в 1911 год. На украинской территории мощной в области авиастроения была фирма «Анатра», которая из мастерских одесского аэроклуба превратилась в концерн в составе трех заводов, заняв по объемам производства третье место среди авиационных фирм Российской империи.

Возвращаясь в это же время в Киев. Одна из самых ярких фигур киевской школы самолетостроения - выдающийся конструктор с мировым именем Игорь Сикорский (1889-1972 гг.). Осенью 1907 года он поступает в КПИ, где учится до 1911-го. Сикорский становится одним из активных участников вертолетной секции КВО, которую возглавлял один с братьев Касьяненко - Андрей.

В апреле 1912 года Российско-Балтийский вагонный завод приобрел у Игоря Сикорского исключительные права на биплан С-6А и пригласил его на должность главного конструктора авиационного отдела, перебазированного в том же году из Риги в Петербург. Технический персонал нового отдела состоял преимущественно из киевских конструкторов, переехавших в Петербург по приглашению И.Сикорского.

А летом 1913 года в небо взлетел первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь». Со временем в Санкт-Петербурге появились его модификации - тяжелые самолеты «Илья Муромец». Зарубежные специалисты были вынуждены признать, что в укрощении воздушного океана Россия стала ведущим государством. Благодаря нашим украинским конструкторам, конечно.

После отъезда в США Сикорский разработал более 65 конструкций летательных аппаратов. С 1939 года и до конца своей жизни проектировал и строил вертолеты - одни из лучших в мире. Забегая вперед - вы их еще увидите.

Традиции в создании тяжелых самолетов, заложенные Игорем Сикорским, продолжил Константин Калинин. Еще студентом КПИ, в 1922 году, потомок запорожского казака Калины-Малины на киевском заводе «Ремвоздух-6» создал первый серийный пассажирский самолет К-1. Серийно выпускать его начали на Харьковском авиазаводе. К-4 и К-5 почти двадцать лет были основными пассажирскими самолетами СССР. В 1938 году инженера Калинина репрессировали.

И Сергей Королев с 1926-го по 1928 год был студентом КПИ. При вузе закончил курсы инструкторов планерного пилотажа, построил планер КПИР-3. На студенческой скамье он впервые ознакомился с трудами К.Циолковского, именно здесь вынашивал идеи реактивного движения, которые со временем столь успешно развивал.

Студентом КПИ был и Александр Микулин. Его двигателями был оснащен самолет, в котором легендарные пилоты Чкалов и Громов осуществили сверхдальний перелет через Северный полюс. Затем двигатели Микулина подняли в воздух крупнейший самолет того времени «Максим Горький». В Великую Отечественную именно его двигатели устанавливались на штурмовик Ил-2 и бомбардировщик Пе-8, а в мирное время - пассажирский реактивный лайнер Ту-104.



Потом были еще наши Илы - два таких сейчас стоят в музее, огромные, в одном из которых экспозиция.













В 1931 году диплом КПИ получил Архип Люлька, которому принадлежат идея и практическое воплощение турбокомпрессорного воздушно-реактивного двигателя. К слову, этими двигателями до сих пор пользуются в мире, и пока ничего гениальнее никто не придумал.





Мастерство наших летчиков тоже выше всяких похвал. Они выполнили тысячи боевых вылетов в годы Великой Отечественной, вышли победителями в сотнях поединков с самолетами противника. Самый выдающийся из них - ас номер один советских ВВС трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб (62 воздушные победы) и дважды Герой Советского Союза Сергей Грицевец (40 побед).

Военно-Воздушные Силы Украины созданы 17 марта 1992 года в соответствии с директивой Начальника Главного штаба Вооруженных Сил Украины. На базе штаба 24 Воздушной армии в г.Винница было сформировано Командование ВВС. На то время на территории Украины находилось 4 Воздушные армии, 10 авиационных дивизий, 49 авиаполков, 11 отдельных эскадрилий, учебные и специальные учереждения и заведения; всего около 600 воинских частей, 2800 летательных аппаратов, более 120 тыс. военнослужащих.

Сегодня ВВС Украины состоят из 5 родов авиации. В ее состав входят авиационные корпуса, отдельные дивизии (дальней и военно-транспортной авиации) и центры подготовки и обучения личного состава. Центрами подготовки кадров для военной авиации есть Харьковский Институт летчиков и Киевский Институт ВВС.

Кстати, о военной авиации. Линейка легендарных МИГов.



А вот еще самые большие в мире вертолеты.







Ну и конечно, наши дивные Крокодил и Аквариум.





И вот еще немного мощи





И спорта - построили в пику шведам, чтоб не выигрывали



А вот и наполовину бутафорский, но реально снимавшийся в статических сценах тот самый, из культового фильма "В бой идут одни старики". Ну разве не стоит придти сюда, чтобы пощупать это?



музеи, репортаж, авиа, фото

Previous post Next post
Up