Вышла в свет весьма ожидаемая
книга С.В. Савельева «Формат».
Дальше следует небольшая рецензия для тех, кому интересно моё мнение по данному творению.
Труд оказался солидным, хотя по содержанию
ролики из одноименного цикла раскрыли не менее, а местами поболее интересных аспектов Большого формата.
К сожалению, в отличие от видеозаписей в книге присутствует некоторый сумбур, который выразился в достаточно большом количестве отступлений и поворотов сюжета там, где нужно просто раскрыть основные проблемы Большого формата и очертить ключевые способы их преодоления ради вселенской добродетели - Красоты.
Трудные же моменты ремесла описываются Сергеем Вячеславовичем чрезмерно сурово, с надрывной грустью, а местами явственно проступает гротеск и безнадега. Я, например, вряд ли б обзавелся Форматом, если бы заранее прочитал эту книгу, ибо по природе человек мнительный и склонный к рефлексии.
Как мне представляется, обучение Большому формату, как и любому довольно трудному делу - это не рассказ про сложности, а больше про формирование качеств, необходимых для их преодоления на разных уровнях мастерства. Книги, наполненные грустными мыслями о прожитой жизни, увы, в этом не очень эффективны.
Но вернемся к труду. Также при чтении местами тяготит, что немного однобоко изложена тема портретных объективов: автор чрезмерно много говорит о довольно скучных старинных объективах, постоянно прыгая то в теорию, то возвращаясь к конкретным экземплярам линзовых систем. Опять же, если бы я ничего не знал в вопросе до чтения данного труда, мне было бы очень сложно по словам автора определить, что же всё-таки такого особенно интересного в том или ином объективе. Непрерывные восторги автора очень быстро эмоционально приедаются.
Тут уже стоит упомянуть о самом главном - каждый должен найти своё понимание портрета (в отличие от пейзажа, в этом жанре гораздо больше творческих возможностей), и подобрать соответствующий инструмент.
По сути эта книга - портал в садистский ресторан, где случайному прохожему уже в дверях предлагается выбрать из 500 ингредиентов и, не медля, самому приступить к готовке блюда. При этом выясняется, что готовить он будет на время, отмахиваясь от комаров, мух и Санэпиднадзора.
Для бывалых этот резкий намешанный в книге винегрет из образов и смыслов вызовет лишь усмешку, новичек же зажмет глаза от ужаса.
Впрочем, слишком высокий входной уровень для понимания и скачущее повествование - это самое критичное, что я бы мог сказать про работу С.В. Савельева.
В остальном книга крайне интересна. Рассказ довольно плотен, полон искрометного до слез юмора, есть много интересных вещей, которые нигде особо не афишировались и передавались в рамках личного общения фотолюбителей.
Что особенно приятно, автор прозрачно намекает, что совершенный фотоаппарат вряд ли удастся найти, и надо... надо всё-таки брать рубанок в руки. Эта жизненная деталь умиляет до слез и рождает надежду в завтра.
Ваше здоровье!
Стоит ли эту книгу покупать? Более чем. Хотя, нет, не стоит, а крайне необходимо.