Несложные правила борьбы с творческим кризисом в БФ

Apr 12, 2016 23:54





(автор изображения - Justin used under CC BY)

Данная статья посвящена всем тем прекрасным людям, на кого я в том или ином моменте равнялся, начиная снимать на Большой формат, но по различным оставил этот путь, перейдя в младшие форматы или просто растворившись в суете дней.

В качестве аннотации сообщаю, что информация дана в виде коротких максим. Не стоит воспринимать их как что-то объективно необходимое. Это просто тот минимум, который, как мне в какой-то момент показалось, способен продлить творческую жизнь в самом художественном из фотомиров.

Итак, начнем:

1. Снимать.

Самое банальное, что можно ситуации творческого кризиса придумать - это периодически доставать фотоаппарат и снимать. Лучше не пару-другую кадров, а сразу серию. Серия всегда предпочтительнее, так как, снимая заранее намеченные кадры, всегда появляется желание слегка сымпровизировать, творчески переосмыслить или просто пошалить.



(автор изображения - David Tan used under CC BY)

2. Найти идею.

Раз уж Большой формат диктует неспешность, а пленка совсем не бесплатна, то... Каждый кадр должен быть продуман, прочувствован и выстрадан (последнее необязательно, но крайне приветствуется).

Ну, а если чуть серьезнее, то необходимость осевой идеи продиктована объективными условиями: форматные кадры содержат уйму деталей, скомпоновать которые в простую композицию гораздо труднее, чем малоформатным коллегам. Эти детали разрывают внимание, нарушая композицию и настроение, что в итоге наполняет голову наблюдателя какофонией растерянности.

По этой причине лучший способ спастись от ненужной эклектики - это отсечь ненужное, обнажив смысл, ради демонстрации которого, собственно, кадр и создавался.

Конечно, "осмыслить кадр" - удачный ход для любого формата, но именно в Большом отсутствие внятной идеи становится фатальным: фото с травинками, закатным небом над современными кварталами, едой на столе - все они выглядят невыразимо скучно и постыло.

Каждый кадр Большого формата, говоря метафорически, это такой пробужденный от векового сна гигант, который, неспешно продрав глаза, вопрошает разбудившего его: Зачем ты меня разбудил, фотосадист?



(автор изображения - Municipal Archives of Trondheim used under CC BY)

3. Ставить творческую задачу.

Да, скучно, банально, но именно это позволяет ощутимо повысить КПД съемки, реализовать точки роста. Бывает очень полезно поразмышлять о предмете, условиях съемки, наметить кадры.

Правда иногда это приводит к тому, что съемка отменяется и фотооператор уходит в творческий запой но... Именно планирование часто позволяет отчалить от скучных форм и приблизиться к творческому осмыслению происходящего.

Впоследствии именно жажда творческих успехов и станет основным двигателем съемок, а не желание снять голую малолетку, сочный пейзаж в спальном районе или гибель человечества (хотя под настроение при избытке свободного времени все перечисленное тоже сойдет).




(автор изображения - Steven Tsai used under CC BY)

4. Исправлять ошибки.

Как известно, чтобы ошибку исправить, ее нужно выявить. Для этого нет эффективнее средства, чем документировать основные параметры съемки: экспозицию, объектив, наличие ветра и т.д. В противном случае, если пленка пролежала до проявки месяц-другой - геморрой и метания в жанре фильма "Вспомнить всё" обеспечены.



(автор изображения - David Tan used under CC BY)

5. Изучать место съемки.

Для портретных съемок - это не столь важно, а вот при пейзажных опытах очень желательно несколько раз произвести съемку в одном и том же месте. Тогда можно с чувством легкого самоудовлетворения ощутить, как оттачиваются навыки, меняется взгляд на простые сюжеты, находятся совершенно новые неожиданные планы. Именно так появляется уверенность при работе с пейзажем, без которой вставать утром в 3-4 часа, а то и совсем не спать ночью - несусветная роскошь мазохиста.



(автор изображения - Fernando Ocaña Fernández used under CC BY)

6. Читать чужие снимки.

Как известно, хорошие снимки - это те, которые лично Вам нравятся. Такие творения приятно изучать, пересматривать, ощущать настроение. В такие моменты уместно совместить приятное с полезным, и пораскинуть мозгами: прикинуть на какую оптику снимал автор, подвижки использовал, точку съемки и расстояние до объекта. Это позволит примерно воссоздать условия, проникнуть в метод и стиль фотографирования. Как показывает практика, такой "шпионаж" может оказаться гораздо более успешным для творческого поиска чем мастер-классы, где много о чем говорят, но, увы, мало что передают.



(автор изображения - Jon Lewis used under CC BY)

7. Не бояться потратить время, пленку, себя

Фотография Большого формата как неспешное движение на большой лодке: цель не как можно быстрее добраться до причала, а ощутить вкус жизни в процессе. Для адепта Большого формата лучше заснуть уставшим в конце дня, не сняв ни одного кадра, чем провести день в скучной беготне от одного набившего оскомину сюжета к другому.



(автор изображения - Richard P J Lambert used under CC BY)

8. Использовать подвижки.

Если не получается (не хочется) делать банально-пресный кадр, который до вас уже сделали миллионы, а будут повторять миллиарды, не стесняйтесь изуродовать постылую действительность подвижками (особенно заднего стандарта). Хуже от этого не будет, поверьте, а вот лучше... при определенной смекалке лучше случается довольно часто.



(автор изображения - Jesper Yu used under CC BY)

9. При отсутствии пульсирующих идей в голове - искать себе пример.

Пример - того фотографа, который воплощает самые интересные сюжеты, формы, настроения. Не бойтесь его копировать. В дальнейшем у Вас либо получится создавать похожие кадры, либо изменится вкус, либо Вы устанете и бросите фотографию. В любом случае, осязаемый результат гарантирован!



(автор изображения - Balazs Sprenc used under CC BY)

10. Игнорировать мнение импотентного интернет-окружения.

Способы творческого уничтожения пленки - это личное, можно даже сказать: интимное дело. Как показывают многолетние наблюдения: 95% фотографов, постоянно пребывающих в соцсетях (форумах, фотосайтах), толком не умеют снимать. Именно их пустота и обуславливает то, что они сидят в сети, а не занимаются творчеством. Очевидно, что сидеть на диване и вечерами набрасывать портянки текста, делясь с каждым встречным своим безумно важным мнением, как правило, людям, живущим серьезным делом, неинтересно.

Если и стоит к кому-то прислушиваться, то к талантливым людям, которые создают именно то, что вызывает трепет, неподдельный интерес.



(автор изображения - Gregory Roberts used under CC BY)

Всё! Со словами покончено! Заводите мотор, форматные приключения зовут!

мотивация, большой формат, теория

Previous post Next post
Up