![](https://farm6.staticflickr.com/5475/14244884764_430eebc257_z.jpg)
(автор изображения -
Justin used under
CC BY)
Данная статья посвящена всем тем прекрасным людям, на кого я в том или ином моменте равнялся, начиная снимать на Большой формат, но по различным оставил этот путь, перейдя в младшие форматы или просто растворившись в суете дней.
В качестве аннотации сообщаю, что информация дана в виде коротких максим. Не стоит воспринимать их как что-то объективно необходимое. Это просто тот минимум, который, как мне в какой-то момент показалось, способен продлить творческую жизнь в самом художественном из фотомиров.
Итак, начнем:
1. Снимать.
Самое банальное, что можно ситуации творческого кризиса придумать - это периодически доставать фотоаппарат и снимать. Лучше не пару-другую кадров, а сразу серию. Серия всегда предпочтительнее, так как, снимая заранее намеченные кадры, всегда появляется желание слегка сымпровизировать, творчески переосмыслить или просто пошалить.
![](https://farm9.staticflickr.com/8803/17501391521_991fb5b0b0_z.jpg)
(автор изображения -
David Tan used under
CC BY)
2. Найти идею.
Раз уж Большой формат диктует неспешность, а пленка совсем не бесплатна, то... Каждый кадр должен быть продуман, прочувствован и выстрадан (последнее необязательно, но крайне приветствуется).
Ну, а если чуть серьезнее, то необходимость осевой идеи продиктована объективными условиями: форматные кадры содержат уйму деталей, скомпоновать которые в простую композицию гораздо труднее, чем малоформатным коллегам. Эти детали разрывают внимание, нарушая композицию и настроение, что в итоге наполняет голову наблюдателя какофонией растерянности.
По этой причине лучший способ спастись от ненужной эклектики - это отсечь ненужное, обнажив смысл, ради демонстрации которого, собственно, кадр и создавался.
Конечно, "осмыслить кадр" - удачный ход для любого формата, но именно в Большом отсутствие внятной идеи становится фатальным: фото с травинками, закатным небом над современными кварталами, едой на столе - все они выглядят невыразимо скучно и постыло.
Каждый кадр Большого формата, говоря метафорически, это такой пробужденный от векового сна гигант, который, неспешно продрав глаза, вопрошает разбудившего его: Зачем ты меня разбудил, фотосадист?
![](https://farm8.staticflickr.com/7113/7801383156_12286d6660_z.jpg)
(автор изображения -
Municipal Archives of Trondheim used under
CC BY)
3. Ставить творческую задачу.
Да, скучно, банально, но именно это позволяет ощутимо повысить КПД съемки, реализовать точки роста. Бывает очень полезно поразмышлять о предмете, условиях съемки, наметить кадры.
Правда иногда это приводит к тому, что съемка отменяется и фотооператор уходит в творческий запой но... Именно планирование часто позволяет отчалить от скучных форм и приблизиться к творческому осмыслению происходящего.
Впоследствии именно жажда творческих успехов и станет основным двигателем съемок, а не желание снять голую малолетку, сочный пейзаж в спальном районе или гибель человечества (хотя под настроение при избытке свободного времени все перечисленное тоже сойдет).
![](https://farm3.staticflickr.com/2907/14008986384_7728c7efde_z.jpg)
(автор изображения -
Steven Tsai used under
CC BY)
4. Исправлять ошибки.
Как известно, чтобы ошибку исправить, ее нужно выявить. Для этого нет эффективнее средства, чем документировать основные параметры съемки: экспозицию, объектив, наличие ветра и т.д. В противном случае, если пленка пролежала до проявки месяц-другой - геморрой и метания в жанре фильма "Вспомнить всё" обеспечены.
![](https://farm3.staticflickr.com/2835/10810415126_7da7138c54_z.jpg)
(автор изображения -
David Tan used under
CC BY)
5. Изучать место съемки.
Для портретных съемок - это не столь важно, а вот при пейзажных опытах очень желательно несколько раз произвести съемку в одном и том же месте. Тогда можно с чувством легкого самоудовлетворения ощутить, как оттачиваются навыки, меняется взгляд на простые сюжеты, находятся совершенно новые неожиданные планы. Именно так появляется уверенность при работе с пейзажем, без которой вставать утром в 3-4 часа, а то и совсем не спать ночью - несусветная роскошь мазохиста.
![](https://farm5.staticflickr.com/4065/4311591720_b29ae2daf8_z.jpg?zz=1)
(автор изображения -
Fernando Ocaña Fernández used under
CC BY)
6. Читать чужие снимки.
Как известно, хорошие снимки - это те, которые лично Вам нравятся. Такие творения приятно изучать, пересматривать, ощущать настроение. В такие моменты уместно совместить приятное с полезным, и пораскинуть мозгами: прикинуть на какую оптику снимал автор, подвижки использовал, точку съемки и расстояние до объекта. Это позволит примерно воссоздать условия, проникнуть в метод и стиль фотографирования. Как показывает практика, такой "шпионаж" может оказаться гораздо более успешным для творческого поиска чем мастер-классы, где много о чем говорят, но, увы, мало что передают.
![](https://farm5.staticflickr.com/4044/4270695516_064b4c8489_z.jpg)
(автор изображения -
Jon Lewis used under
CC BY)
7. Не бояться потратить время, пленку, себя
Фотография Большого формата как неспешное движение на большой лодке: цель не как можно быстрее добраться до причала, а ощутить вкус жизни в процессе. Для адепта Большого формата лучше заснуть уставшим в конце дня, не сняв ни одного кадра, чем провести день в скучной беготне от одного набившего оскомину сюжета к другому.
![](https://farm1.staticflickr.com/319/19361831519_41c8903e24_z.jpg)
(автор изображения -
Richard P J Lambert used under
CC BY)
8. Использовать подвижки.
Если не получается (не хочется) делать банально-пресный кадр, который до вас уже сделали миллионы, а будут повторять миллиарды, не стесняйтесь изуродовать постылую действительность подвижками (особенно заднего стандарта). Хуже от этого не будет, поверьте, а вот лучше... при определенной смекалке лучше случается довольно часто.
![](https://farm4.staticflickr.com/3911/14267014477_16904e82c8_z.jpg)
(автор изображения -
Jesper Yu used under
CC BY)
9. При отсутствии пульсирующих идей в голове - искать себе пример.
Пример - того фотографа, который воплощает самые интересные сюжеты, формы, настроения. Не бойтесь его копировать. В дальнейшем у Вас либо получится создавать похожие кадры, либо изменится вкус, либо Вы устанете и бросите фотографию. В любом случае, осязаемый результат гарантирован!
![](https://farm4.staticflickr.com/3814/10204629533_6555804811_z.jpg)
(автор изображения -
Balazs Sprenc used under
CC BY)
10. Игнорировать мнение импотентного интернет-окружения.
Способы творческого уничтожения пленки - это личное, можно даже сказать: интимное дело. Как показывают многолетние наблюдения: 95% фотографов, постоянно пребывающих в соцсетях (форумах, фотосайтах), толком не умеют снимать. Именно их пустота и обуславливает то, что они сидят в сети, а не занимаются творчеством. Очевидно, что сидеть на диване и вечерами набрасывать портянки текста, делясь с каждым встречным своим безумно важным мнением, как правило, людям, живущим серьезным делом, неинтересно.
Если и стоит к кому-то прислушиваться, то к талантливым людям, которые создают именно то, что вызывает трепет, неподдельный интерес.
![](https://farm9.staticflickr.com/8030/8001604928_b71bf59518_z.jpg)
(автор изображения -
Gregory Roberts used under
CC BY)
Всё! Со словами покончено! Заводите мотор, форматные приключения зовут!