Marijas iela 8-2

Feb 18, 2019 02:23


Здравствтвуйте, меня зовут Мария, и я прожила на улице Марияс (пока ещё) бОльшую часть своей жизни. Большую часть своего проживания там я тешила себя призрачными надеждами на то, что это неспроста, и улицу назвали в мою честь. Не зря ведь её переименовали через несколько лет после моего рождения (бумажная волокита, то-сё, можно простить я думаю).

Дом был крутой, но больше странный, чем крутой. Вот например, мы жили на 4 этаже, а квартира №2. Первый этаж нежилой, ладно, второй тоже нежилой, а в последствии одну дверь заложили кирпичом...(место для разыгрывания буйной фантазии)... На третьем этаже две квартиры: 1 и 1а, а дальше нумерация обычная:2, 3,4 и 5.. Ну ладно. Потом, кому пренадлежит этот дом? Ни-ко-му! Папа знаком был с дворничихой, которая работала ещё при «хозяевах», то есть до 39 года, которая и сообщила, что наследников не осталось. В процессе реституции какие-то «хозяева» нашлись, но они с подозрительной частотой меняются, а вот управляющий сидит один и тот же. Этакий привет из беспредела 90-х. Мы получили компенсацию и съехали оттуда в 2007 году, а квартира до сих пор пустует. Почти 100 кв.м. в центре и пустует уже 12 лет! То, что пустует соседний дом-призрак (на углу с Элизабетес, самой красивой улице города), это вообще привет властям!



Минутка ностальгии: в студенческие московские годы именно квартира  снилась мне чаще и живее всего, только это место безоговорочно воспринималось как «дом».  Теперь снится реже, но собственнические чувства к ней у меня остались. А так же самые разные детские воспоминания.

«Хорошо там, где нас нет». Оценила по достоинству наше жильё я только после его утери, а в школьные годы я считала, что наверное круче жить в районах, в Пурчике например. Потому что там дворы есть и там можно играть и дружить.... Зато потом образумилась и задрав нос рассказывала о четырёхкомнатной квартире в центре одной из европейских столиц. Вроде как правда, но кто знает, что такое бывшие коммуналки, тот поймёт.

Ладно дом странный, но улица ещё страньше! Улица Марияс - это три квартала, которые после пересечения с улицей Блауманя превращаются в улицу Александра Чака. Само по себе это так себе сюрприз, чего только не придумают, ну, распилили улицу. Но Александр Чакс, милый моему сердцу рижский поэт, воспел эту самую улицу вот такими примерно словами (это перевод с латышского):

«О, улица Марияс,
монополия
еврейских пройдох
и ночных мотыльков -
дай, я восславлю тебя
в куплетах долгих и ладных,
как шеи жирафов.

Улица Марияс -
бессовестная торговка -
при луне и при солнце
ты продаешь и скупаешь
все,
начиная с отбросов
и кончая божественной человеческой плотью.

О, я знаю,
что в теле твоем дрожащем
есть что-то от нашего века -
душе моей - коже змеиной -
до боли родное;
полна звериной тревоги,
ты бьешься, как лошадь в схватках,
как язык пса,
которому жарко.

О, улица Марияс!»

И после такой «похвалы» почти через сто лет эту улицу называют в честь автора! Даже не всю, а ту часть, что подальше от исторического центра. Месть подают холодной? Тонка ирония? Латышский юмор? По правде говоря, слова Чака актуальны до сих пор. Ночных бабочек я за 19 лет так и не увидела, но репутация у неё в народе именно такая. И ломбардов скопище. А в парке на улице Чака установлен бюст с огромной лысой головой Чака, которую ученики средней школы, расположеной на той же улице Чака регулярно воруют. Вот если бы Чак был Норрисом, они не дерзнули бы!

А вообще я хотела написать о том, как мы жили без домофона, но с закрытой но ключ дверью в подъезде. Если мы ждали гостей, то спускались на первый этаж и вешали записку «Lūdzu, neaizveriet durvis». В латышском ведь не с глаголами слитно пишется? И всё, дальше надеялись на доброту соседей, и я не припомню ни разу, чтобы кто-то из соседей закрыл. Сейчас, в нашей 17-этажке с 68 квартирами на подъезд, это бы не прокатило.

Я ещё и номер телефона домашнего помню: (7)213389

Previous post Next post
Up