В последнее время я задумалась о том, что опыт последних пяти лет меня изменил. Меняет людей полученный опыт, в моём случае - в первую очередь, опыт материнства. Хотя за этот период был довольно поучительный опыт совместного проживания со свёкрами, переезд в новый район, смена образа жизни в связи с вышеперечисленным. И вот, я задумалась, чему же меня научил этот опыт помимо умения менять подгузник и спать урывками по несколько часов?
1) Смещение центра тяжести (и я не о лишнем весе :)). Когда центр твоей жизни не ты сам, это может пойти ей (жизни) на пользу. Как ни странно, в моём представлении эта идея не противоречит тому, что люди называют «здоровым эгоизмом»... Сейчас постараюсь объяснить. Когда главная задача - заботиться о беззащитных маленьких человечках, которые нуждаются в твоём содействии практически круглосуточно (первые три года - точно), то собственная персона представляется не как самоценность, а как ресурс для обеспечения благополучия детей. И очень быстро становится очевидно, что о себе приходится тоже заботиться, чтобы ресурс не выдохся.Я гораздо внимательнее стала относиться к собственному здоровью, к отдыху, к настроению. Ценность моей жизни в собственных глазах выросла, потому что живая, здоровая, отдохнувшая и весёлая мама - это лучшее, что я могу детям дать. А измотанная, больная, несчастливая мама скорее всего будет раздражаться, срываться, не сможет адекватно реагировать на ситуацию, дети будут «зеркалить» мамино состояние и поведение, что приведет к эскалации всеобщего несчастья. Поэтому своё время и силы я стараюсь делить между всеми, в том числе и для себя выкраивать.
Вторая сторона медали - религиозного характера (атеисты, листайте дальше). Я на собственном опыте вывела зависимость: чем больше заботишься о ближнем (и меньше - о себе), тем больше даёшь возможности Богу вести твою жизнь. Когда нет сил, здоровья, сна, но не отчаиваешься и не ропщешь - жди чуда. Проблемы решаются, силы появляются, обстоятельства складываются наилучшим образом. Это не только с детьми так, всегда в экстремальных ситуациях становишься ближе к Богу.
2)Собранность. Маленькие дети - прекрасный тренажёр по управлению временем, организованности, распределению обязанностей. Учишься делать всё быстро, планировать маршруты (даже по квартире), учитывать всевозможные факторы и возможные пути развития событий заранее. Раньше я частенько откладывала выполнение дел на потом, затягивала, прокрастинировала, первый год с детьми выбил из меня эту блажь. Сейчас, когда стало полегче (в том числе благодаря повышению квалификации в области управления временем), я тоже прокрастинирую, но называю это заслуженным отдыхом и не испытываю чувство вины. Это часть расписания (например: прокрастинация в соцсетях 14:00-14:30 :))
3)Умение защитить интересы семьи. Слабым местом в моём характере было и есть - страх обидеть отказом, неумение отстаивать границы. Наверное это от шаткости самооценки. Раньше я с лёгкостью уступала друзьям, боялась отказать, чтоб не обидеть собеседника. Наверное мне казалось, что уступая я покажу свою доброту, со мной будут дружить. А теперь всё иначе. Когда дело касается интересов всей семьи (а у меня редко бывает иначе), то я не прогибаюсь. Однако я по прежнему не умею входить в спор без эмоций, для меня любое столкновение чревато переживаниями.
4) Принимать помощь. Моя гордыня не позволяла мне этого делать. «Я всё могу осилить сама» - таким было моё кредо. На заре наших отношений с Мишей я не позволяла платить за себя или нести мои вещи средней тяжести. Когда дети только родились, я держала тот же курс, и самозабвенного погружение в детский быт требовала только от Миши в нерабочее время. То есть свёкров, у которых мы жили, не задействовала вообще. Со временем я научилась принимать предложенную помощь, а иногда даже просить самой. С посторонними людьми (в транспорте или на лестнице) мне несложно попросить кого-то помочь с коляской, тут моя гордость вообще не страдает.
5) Социализация. Декрет создаёт социальный вакуум средней тяжести. А человек всё-таки существо социальное, так что я пустилась во все тяжкие: small talk с продавщицами, бабулями, мамами на площадке. Я заметила, что иначе стала относиться к людям на их рабочем месте, в первую очередь я воспринимаю их как людей, и только потом - как профессионалов. Это пуще прежнего развязывает мне язык. Например, в субботу я накормила иранскими финиками работницу ВТБ Страхования, прямо на рабочем месте. Общение с взрослыми людьми, которые не рыдают над упавшей вилкой и в состоянии завязать себе шнурки, стало для меня лакомым кусочком. Хотя общение с детьми (особенно моими) в целом и общем мне нравится больше. У них живой, игривый ум, они любопытны и любят дурачиться. Шутит даже младшая двухлетка.
Всё, хватит на этот раз. Время, заложенное на прокрастинацию, подошло к концу.