Консервативные мифы: "брак по любви" и "женщина как сексуальный объект"

Mar 05, 2009 14:05

В развитие темы «консервативного мифотворчества», рассмотрю еще два распространенных стереотипа про «добрые старые времена». Интересен тот факт, что второй из них используется в первую очередь не консервативными противниками феминизма, а его сторонниками, но схема его возникновения имеет тот же характер приписывания истории и традициям несуществующих установок.


Первый миф, который хотелось бы обсудить - это представление о «браках по любви». Которые были союзом любящих сердец, заключаемым на небесах, и прочая, и прочая, а из-за новомодных веяний все больше превращаются в приземленный юридический контракт.

Главным пунктом критики здесь является даже не широкое распространение модели, при которой супруги детей выбирались родителями и до бракосочетания вообще были незнакомы, а тот факт, что брак с момента своего появления как института задумывался именно как социальный, экономический и правовой контракт - создание «ячейки общества», ведущей совместное хозяйство и совместно воспитывающей детей, а также - создающей новые отношения родства и таким образом укрепляющей социум. Связь брака с понятием «любви» если и наблюдалась, то скорее в литературном контексте, чем в практическом.

Массовое представление о «браке по любви» как правильной (и, более того, единственно правильной) форме брака распространилось не раньше возникновения романтизма, в XVIII-XIX веках. Его расцвет пришелся на XIX-XX века, когда в семейном праве очень сильны были (неписанные в большинстве своем) нормы, из-за чего «контрактная» сущность брака была как бы незаметна, что в сочетании с романтическими идеями приводило к распространению и внедрению в массовое сознание идеи «брака по любви». Таким образом, современная тенденция к все большей формализации брачных отношений, как сверху, через законы, так и снизу, через практику брачных контрактов - это не «испоганивание светлого чувства контрактами и страховками», а, наоборот, возвращение к по-настоящему традиционной модели брака. Можно спорить о том, насколько это развитие «хорошо» или «дурно»; но апелляция к традициям и истории при его осуждении - типичный пример консервативного мифотворчества.

Вторая, отчасти связанная с этим легенда - это утверждение о том, что в традиционном или патриархальном обществе женщина воспринималась в первую очередь как секс-объект (sex object; этому часто противопоставляется восприятие мужчины как success object, то есть как «обязанного быть успешным», в то время как женщина «обязана быть сексуальной»). К истории и традициям подобный подход отношения почти не имеет, его становление произошло даже позже, чем в случае других мифов - в последние пятьдесят лет.

Требование от женщин сексуальности - в первую очередь, продукт высокого уровня благосостояния общества. В этом оно напоминает «модель трех К», которая стала возможной лишь благодаря росту общего благосостояния, либо распространялась в отдельных, наиболее обеспеченных слоях. В традиционном обществе, какой бы пример мы не взяли, сексуальность в число требований если и входит, то далеко не на первом месте. В крестьянских обществах, где женщины участвовали в требующих физической нагрузки работах, ценилось физическое развитие и здоровье - в частности, способность вынашивать и рожать здоровых детей; в «городской» версии к этому часто добавлялось требование (родительского) благосостояния - о каком «сексуальном объекте» может идти речь, когда словом, вернее всего указывающим на низкие шансы брака, является «бесприданница»? И даже в модели «трех К» (дети, кухня, церковь), традиционность которой является мифом сама по себе, сексуальность вовсе не предъявляется как обязательное требование - на первые места ставятся хозяйственность, благочестивость и производство потомства.

То есть представление о женщине в патриархальном мире как «сексуального объекта», распространенное, в первую очередь, в феминистических кругах (хотя и среди консервативной публики такая идея встречается, со сменой оценки подобного подхода на противоположную), тоже оказывается примером мифа об истории и «традициях», имеющего мало общего с действительностью.

x-posted

мысли вслух, гендер-толки

Previous post Next post
Up