Продолжая разговор

Sep 23, 2008 01:17

Я таки написал отредактированный пост про изнасилования.
Кросспост в гендер-толкс.

Итак, изнасилование как в юридическом плане, так и по общественному отношению явно выделяется на фоне других насильственных преступлений против личности. При этом изнасилование рассматривается как одно из тяжелейших возможных преступлений и находится гораздо ближе к убийству ,чем к разнообразным формам избиения. В качестве одного из аргументов при этом приводится тот факт, что изнасилование, являющееся сексуальным преступлением, приводит к гораздо более тяжелым психологическим последствиям и травмам для жертвы, чем другие преступления, ограничивающиеся физическими повреждениями.
Психологические травмы вполне реальны, однако, в отличие от физических повреждений и физической боли, могут как иметь внутренние причины, так и быть вызваны отношением и давлением общества. Как было отмечено в комментариях, внутренние причины для травм при изнасиловании, отличающихся от травм при других видах насилия, безусловно имеются - к примеру, изнасилование может привести к отвращению у жертвы к сексу вообще, так как возникает связка "секс-стресс". Другая линия аргументации, несколько более туманная, состоит в том, что сексуальное насилие - это проникновение внутрь человека, в то время как любое избиение представляет собой лишь внешние повреждения.
Тем не менее, я не готов полностью отказаться от своей первоначальной гипотезы. Она состоит в том, что психологический вред, причиняемый жертве изнасилования, в значительной степени определяется общественными установками, в первую очередь - "традиционной" (патриархальной) "моралью", которая во-первых, вообще относит всю сексуальную сферу к табуированной и "грязной" области, а во-вторых, особенно резко осуждает проявления женской сексуальности. Внутри этой концепции существуют представления о "девичьей чести", "целомудрии" и "верности", которым приписывается очень высокая ценность, и с этих позиций выделение сексуальных преступлений в отдельную группу понятно, потому что они как раз посягают на эту самую "честь". При этом в цивилизованных странах на юридическом уровне происходит отход от подобных представлений - супружеская измена или гомосексуализм больше не считаются преступлениями, однако общественные настроения далеко не всегда меняются синхронно с писаными законами.
Тем самым, основной вопрос можно сформулировать следующим образом: существует ли связь между влиянием в обществе "традиционной морали" (осуждающей, помимо прочего, женскую полигамию, добрачный секс и гомосексуализм) и тяжестью психологических травм, получаемых в результате изнасилования? Косвенным указанием на то, что ответ может быть отрицательным, является тот факт, что в тон комментариев к моему посту в феминистическом сообществе был (в среднем) более спокойным, чем тон комментариев в других местах в ЖЖ - не я первый поднимаю этот вопрос.
Большая проблема состоит в том, что движение к равноправию и освобождению от патриархальных рамок поведения на Западе традиционно велось с позиции прав женщин (по той понятной причине, что они в большей степени страдают от патриархата). Поэтому вопросы, подобные сформулированному выше, которые могут произвести впечатление антиженских, отпугивают именно тех, кто обладает наибольшими возможностями и теоретической подготовкой к их анализу.
Ну и напоследок пара слов об изнасиловании мужчинами мужчин. Массовое распространение это имеет в тюрьмах и армии, то есть крайне "традиционных" по своим установкам сообществах. Здесь, мне кажется, влияние общества выражено наиболее явно: изнасилование является способом "опускания", то есть установления отношений доминирования, при этом жертва насилия как бы ставится на место женщины, то есть более низкую ступень.

мысли вслух, гендер-толки

Previous post Next post
Up