Решил тут составить обзор Стар Треков.
Начну с сериалов.
Star Trek - The Original Series (1966-1969)
Космос. Последний рубеж. Мы повествуем о путешествиях космического корабля Энтерпрайз. Его миссия: исследовать неведомые миры, искать новые формы жизни и незнакомые цивилизации, и смело ступать туда, куда не ступала нога человека.
Первоначальный телесериал, в котором строится вселенная Стар Трека. Структура Стар Трека во многом осталась неизменной с тех пор. Ей присущи несколько особенностей.
Во-первых, в этом сериале впервые используется форма эпизодов, связанных друг с другом общей вселенной и общими персонажами, но являющимися сюжетно замкнутыми внутри себя. В дальнейшем подобная форма телесериала начала использоваться массово - как в научно-фантастических сюжетах (Вавилон 5, Старгейт, Андромеда), так и в других (различные детективные или приключенческие сериалы, например Комиссар Рекс или X-Files).
Во-вторых, в Стар Треке Джин Родденберри, его создатель, показал свою версию утопии. В частности, в экипаж Энтерпрайза входят инопланетянин, черная женщина, русский, японец и шотландец, что в то время было практически революцией.
В-третьих, большая часть серий имеет ту или иную философскую нагрузку. Ни на каком этапе своего развития Стар Трек не был космической оперой, на протяжении десятков часов повествующей о том, как Бравые Косморейнджеры дают Пизды Злым Пришельцам.
Ну и в-четвертых стоит отметить набор техники: транспортер-лучи (в результате глагол to beam в английском и beamen в немецком приобрели дополнительное значение "использовать телепорт"), коммуникаторы-раскладущки (дадада, у Моторолы даже в патенте написано что идею подобного дизайна для мобильников они взяли из сериала), и конечно же сама форма космических кораблей (которая придумывалась из принципа "так, вот эти формы кораблей уже где-то использовались. А вот эти - разрабатываются НАСА. Надо придумать что-то новое", в результате чего получилась
вот такая тарелка с ушами).
Что же касается отличительных особенностей собственно первого сериала, то для современного зрителя сериал, сделанный еще в до-лукасовскую эпоху, визуально смотрится жутко архаично. Однако сюжеты, персонажи и игра актеров находятся на очень высоком уровне.
Надо заметить, что культовый статус Стар Трек приобрел далеко не сразу - первый сериал перестали выпускать из-за низких рейтингов.
Star Trek: The Next Generation (1987-1994)
Второй сериал, в котором действие разворачивается на столетие позже, с другой командой и другим кораблем (хотя он тоже, конечно же, называется Энтерпрайз). Во всех отношениях представляет собой римейк первого сериала, но сделанный с использованием всех доступных спецэффектов.
Star Trek: Deep Space Nine (1993 - 1999)
В третьем сериале действие разворачивается не на корабле, а на космической станции. В течение нескольких первых сезонов на этом существенные различия с предыдущими сериалами заканчивались - эпизоды точно так же представляли собой независимые сюжеты. Однако последние несколько сезонов DS9 объединены общей "военной" сюжетной линией. Последний сезон полностью переходит к структуре классического сериала, когда каждая следующая серия является непосредственным продолжением предыдущей.
Надо сказать, что в DS9 фантазия создателям начала отказывать (что не сильно удивительно, учитывая что первые два сериала содержат более 250 серий). Процент хороших и отличных эпизодов значительно ниже, чем в историях о приключениях Энтерпрайза. А последние "военные" сезоны тяготеют к гораздо большей доли экшна, чем предыдущие сериалы.
Star Trek: Voyager (1995 - 2001)
Эта музыка будет вечной, как пелось у Наутилуса. Очередной корабль - на этот раз даже не Энтерпрайз, очередная команда, очередные путешествия на задворках галактики (наверное, это нужно считать главной отличительной особенностью - корабль закинуло непонятно куда, и сериал повествует о их возвращении на родину, поэтому действовать они вынуждены самостоятельно). На этот раз хромает не только фантазия, но и личный состав. Главные персонажи всех предыдущих сериалов всегда были крайне харизматичны, имели свои "изюминки", а зачастую были еще и отличными актерами. В Вояджере какую-то симпатию вызывает персонажа два-три, еще парочка совершенно никакие, а оставшиеся, включая капитана - тетку модели "тёща", вызывают резкую неприязнь.
Star Trek: Enterprise (2001 - 2005)
Нет предела жадности человеческой, и после завершения Вояджера продюсеры принялись за новый сериал. На этот раз они поместили действие в XXII век (то есть за столетие до первоначального сериала и за двести лет до остальных), соорудили очередной Энтерпрайз и запустили на него совсем уже непонятных личностей. В результате рейтинги ушли в глубокий минус, и проект свернули, успев, однако же, отснять сотню эпизодов.
Несколько заключительных комментариев для тех, кто подумывает о просмотре чего-нибудь из вышеназванного.
Вообще давать рекомендации по просмотру сериалов сложно - сделать сколько-либо внятный рейтинг из тех семисот с хвостом эпизодов, которые сейчас существуют, довольно затруднительно, а просмотр всех эпизодов сразу - это посильнее Фауста Гете. Но некоторые советы можно дать.
Последние два сериала можно вообще не рассматривать, потому что почти ничего хорошего там найти все равно не получится.
Deep Space Nine интересен в основном для любителей более боевой фантастики, в этом случае можно взять последние два-три сезона и смотреть их по порядку как хороший научно-фантастический боевик. Кроме того, по моему мнению в DS9 самые привлекательные женские персонажи, как по ролям, так и внешне.
The Next Generation - это классический Стар Трек, где, с одной стороны, спецэффекты не вызывают ощущения, что фильмы принадлежат к позапрошлой исторической эпохе, а с другой - выдержано соотношение между философским и приключенческим содержанием.
Наконец, The Original Series прекрасны, однако требуют способности отвлечься от того факта, что Энтерпрайз подвешен на ниточках, а планеты вырезаны из картона.