Александр Сокуров: "Политики продают свой товар за человеческие жизни"

Apr 20, 2016 15:44

Оригинал взят у philologist в Александр Сокуров: "Политики продают свой товар за человеческие жизни"
Кинорежиссер Александр Сокуров дал открытую лекцию в Риге. Портал Delfi публикует краткий отчет об этом событии.

О политике. Нам пора начать говорить о том, насколько дорого нам обходится политика - европейская, русская, любая. И вообще, в каких единицах идет расплата за политическое функционирование. Политики продают свой товар за человеческие жизни. Господи, убереги нас от политики!



О губительности партийной системы. Самой болезненной темой Второй мировой стал тот факт, что Европа не была едина, долгое время каждая страна спасала себя по отдельности, к тому же всюду царил партийный принцип организации политической жизни - на партийной грызне особенно погорели французы. Какие выводы из этого можно сделать? Что вся политическая практика большого формата нуждается в решительном отказе от партийного принципа - он губил, губит и будет нас губить. Нельзя все отдать на откуп внутрипартийной борьбе и каким-то партийным группировкам. Над партиями ни в России, ни в Европе никто не стоит.


Весь мир видит, что поведение американцев на арабском востоке губительно и катастрофично - ни в коем случае нельзя было начинать войну против Ирака и тех ребят, которые там были. Но ведь приняли решение в каком-то маленьком белом кабинете. И разрушили относительную гармонию и мир на Востоке. Теперь все, что происходит с мусульманством, это революция - не менее большая и сложная, чем большевистская. Терроризм - это не оружие, а идеология! А значит, невозможно квалифицированно определить и обозначить угрозу. Надо было изначально крайне серьезно отнестись к этому, но партийная борьба в каждой стране запутывает людей и уводит от четких, серьезных и взаимосвязанных решений.

О цензуре в Европе. Причина роста цензуры - усиление класса политического руководства в разных странах, где, как я вижу, наперекор всяческим демократическим традициям и конституциям, действуют начальственный упрек и даже угрозы главным редакторам изданий. Я даю огромное количество интервью, в основном, изданиям. И это отношение чувствую давно. Последние два года я слышу о цензуре от журналистов самых крупных изданий - английских, итальянских, немецких. Некоторых я знаю много лет. Мне говорят: простите, Александр, мы на эту тему уже не можем писать и говорить - это пугает публику. И вообще наша газета всерьез не говорит о современной политике…

О современном европейском искусстве. Меня сильно огорчает отсутствие национального признака у современного европейского искусства. Но ведь именно национальный дух и акцент - эстонский, литовский, латвийский, немецкий, французский, русский - это основа, на которую потом наслаивается всемирный художественный опыт… Для немцев эта тема вообще под табу. При том, что любая высокая литература - это развитие национальной традиции. Тот же Фауст - это миф из 16-го века. И в этой цепочке нельзя делать купюры. Кроме того, последнее время ни в живописи, ни в кино мне не приходилось видеть ярких фундаментальных произведений. Да и в музыке все большие формы создаются поколением, кому за 60. А ведь Шостакович свое первое сильное произведение написал в 17-19 лет, Прокофьев ярко проявил себя молодым... Общее оскудение и потеря художественной энергии совершенно очевидны. Это моя большая тревога.

Об идеальном музее. Я беседовал со всеми директорами крупных музеев, говорил им, что в музее мы всегда устаем, нам тяжело от экспозиций, которые создаются специалистами под специалистов. Надо понимать, что музей не дает тебе энергию - он у тебя ее забирает. Иначе ни один оригинал жить не может. Леонардо и Джотто осыпались бы давно, если бы не питались энергией зрителей. Мы в музеях все время сталкиваемся с результатом труда мертвецов, но мы-то живые и хотим жить. Как сделать так, чтобы музей перестал быть склепом? Музейная практика должна решительно измениться, но никто не готов к этому. Недавно французский архитектор Жан Нувель пригласил меня помочь создать экспозицию в новом музее мирового искусства в Катаре - я сделал предложение, чтобы все экспонаты были в динамике, двигались в пространстве. Технические средства для этого есть. Вполне реально сделать так, чтобы ископаемые черепки, поднятые из-под земли, выступали свидетельствами жизни, а не смерти. Пока я не встречал еще ни одного сотрудника музея, который был бы со мной солидарен.

http://www.delfi.lv/showtime/news/culturepark/local/aleksandr-sokurov-politiki-prodayut-svoj-tovar-za-chelovecheskie-zhizni.d?id=47338661

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

А.Сокуров, жить не по лжи, горжусь Россией!

Previous post Next post
Up