Nov 17, 2014 11:10
Вчера, выпив воскресные поллитра "Крем-соды" я медитировала, глядя на то, как младшая кошка с пасторальным именем Фенечка (она же гражданка Бубенчик) отжимает подушку, на которой расположился пинчер Бантик. В бодром мурлыканье мне чудился мотив "завоюем, отожмем, референдум проведем". Несиловая операция завершилась полной победой Фенечки, которая блаженно растянулась во всю длину.
Погладила победительницу, посочувствовала псинке, и углубилась в чтение.
Происходящий разлад мнений "по Украине" был для меня чем-то узнаваемым. Некая настораживающая узнаваемость. Вчера ощущение устаканилось, и вот, конечно, ну конечно оно: "история учит лишь тому, что ничему не учит".
Вот очень интересные цитаты, это для начала.
"Только не говори мне ты, мой сын, что веришь во все, что пишут обо мне. Клянусь своей матерью, я никому и никогда не причинял вреда".
"Я знала своего мужа как человека абсолютно порядочного, достойного, очень привлекательного и доброго."
"Он обладал такими прекрасными задатками! Мне очень жаль, что он упустил их".
"Лично я никого не убил".
Речь идет о Иозефе Менгеле. Чем прославился этот нелюдь, напоминать не надо. Поминаемый к месту, а чаще не к месту Нюрнбергский процесс был эффектным представлением. Когда Руденко обвиняет Геринга, какое уж правосудие... еще бы Вышинского из Москвы вызвать и рядышком всю шайку посадить.
Я сейчас не об этом. Можно быть идейным антисемитом (идея очень популярная в народе-победителе по сей день, можно сказать органично вписавшаяся в мировоззрение). Можно разделять идеи национал-социализма (тоже вполне устоявшийся в философии и политологии тренд). Этим уже никого не удивишь.
Но Менгеле? Это запредельный какой-то выродок, что-то сатанинское. Доказательств достаточно. И что? А его вообще не очень-то искали. До 1949 г. изверг жил себе спокойно то в Швейцарии, то в Германии. Правда, под вымышленным именем. Через 10 лет после окончания войны вернул документы на настоящее имя. Кое-какие ленивые действия немецкая прокуратура предпринимала, но немецкие дипломаты в Южной Америке предпочитали "ничего не знать". А научный руководитель Менгеле, профессор Вершуер в 1951 г. стал председателем немецкого антропологического общества, а с 1954 г. деканом медицинского факультета в Мюнхене.
Никого не смущало. Уважаемый был в научных кругах человек.
А вот Вена. Вальсы Штрауса, пирожные, опера, аншлюс, горы .... в середине семидесятых оправданы в суде создатели газовых камер. Это были просто инженеры...
Кстати, Менгеле в быту был милейшим человеком. Ни один из знавших его лично людей не мог бы сказать о нем ни одного плохого слова. Начал жизнь с желания прославить фамилию, став первым в роду ученым. "Инженеры" вполне возможно тоже были в быту хорошими людьми. Судьба создателя газа, который использовался в газовых камерах, общеизвестна.
Поэтому иногда - это всего лишь небесспорное ИМХО - надо быть однозначным. Не юридические изыски, а простое общественное мнение. В смысле мнение каждого. Не только формата "ну какой из Мединского ученый, а из Киселева журналист?!", а в смысле четкого определения позиций. Личных. Для себя. Не чтоб смело на площадь с флагами, или бескомпромиссно на диван с ноутом на пузе, а чтоб идейным наследникам немецких профессоров, прокуроров и дипломатов было неуютно и неловко. Наследникам их советских коллег по мировоззрению тоже. Может, тогда и нам всем жить станет лучше и чище. А то не ровен час окажемся соседями с каким-нибудь милейшим человеком.
история,
мировоззренческое,
вот так и живем,
пинчерячье,
жить не по лжи