Если тебя охватит скорбь и тебе захочется вступить с Богом в спор - сделай это! Пожалуйся Ему, выскажи свои обиды, но начни разговор с Ним, установи с Ним связь.
- Но если я заговорю с Ним так, значит, в это время я не буду молиться! Я буду только высказывать обиды! Буду говорить Ему лишь о своих страданиях, буду только возмущаться, жалуясь и высказывая массу недоумений!
- А я думаю, что все это как раз очень хорошо для молитвы.
- Да какая же это молитва! Это, скорее, препирательство.
- Препирайся! И я беру на себя смелость советовать тебе это, опираясь на слова самого пророка Давида, и не только его, но и множества других святых. Св. Силуан Афонский говорил Богу: «Ты неумолим!» Ты знаешь, что означают эти слова по отношению к Богу? «Бог, Ты не жалеешь меня, Ты жесток и немилосерден». Может быть, тебе даже слышать это возмутительно - хорошо, не говори так. Ты хорошая христианка. Но неужели ты лучше св. Силуана, который говорил это? Лучше пророка Давида, который противоречил Богу?
Почитай Псалтирь! Каждый день читай по одному псалму или по одной кафизме (это несколько псалмов, которые читаются каждый день). Почитай, чтобы увидеть, как пророк Давид разговаривает с Богом. Он и огорчается, и жалуется, и препирается с Ним: «Боже мой, для чего Ты оставил меня (Пс. 21)? Для чего отверг? (Пс. 42)? Доколе не защищаешь меня (Пс.6)? На мне утвердилось Твое проклятие (Пс.87). Одного я просил у Господа, и этого буду искать (Пс. 26).
Скажи это Богу. Установи связь с Ним. Говори с Ним, выплескивая всю горечь, потому что иначе ты держишь ее в себе, и она сжигает тебя. Ты копишь все обиды внутри, а потом они «выстреливают», и ты взрываешься и страдаешь.
Твоя вина в том, что ты не разговариваешь об этом. Не делишься переживаниями. У тебя нет человека, которому можно было бы довериться и говорить все, что хочется. Выпускай свою боль, не держи все в себе. Это не грех - озвучить свою какую-то мысль или помысел, высказать горечь и обиду. И все это можно сказать или Богу, или своему брату (как по плоти, так и по духу), сестре, другу… И не значит, что тогда мы будем слишком погружаться в свои обиды. Как говорил мне один монах: «Не то чтобы это сильно влияло на меня, но когда оно появляется, я должен сказать об этом». Скажи об этом и ты!
Один человек, который исповедуется у меня годами, как-то сказал мне:
- Отче, иногда мне приходит в голову сказать тебе, что ты говоришь глупости, но затем я понимаю, что наверняка это я дурак. Однако вот такие мысли приходят мне на ум. Представь себе, до чего я дошел, чтобы так думать про тебя!
Я ответил:
- Мне это нравится!
- Что тебе нравится?!
- Мне нравится, что ты можешь говорить мне об этом.
А другой человек как-то спросил меня:
- Отче, что, по-твоему, было самым хорошим в моей сегодняшней исповеди?
И я ответил:
- Когда ты говорил о том, что перед этим тебе было трудно озвучить. Какие-то мысли, помыслы, все те глупости, которые приходили тебе в голову - любые и странные. Ну, и то, о чем ты думаешь в данный момент. Выскажи это, потому что оно все копится, копится, и в какой-то момент ты просто лопнешь и заболеешь - и душевно, и телесно.
Ты знаешь, как стресс, чувство вины, какие-то внутренние конфликты отражаются на нашем организме. Люди, которые не умеют открывать свое сердце, просто тонут под тяжестью этого груза. И, в конце концов, это отражается и на здоровье. От стресса и напряжения появляются различные болезни - например, язва или даже рак. Часто дело здесь даже не в каком-то нарушении режима, а, скорее, в душевном «распорядке». Мы нагружаем себя всем этим, везем этот воз, а как хорошо говорит Господь: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас» (Мф. 11:28). Если ты будешь держать все внутри, ты не выдержишь и сойдешь с ума. Сними с себя это бремя, освободись.
Мне вся статья нравится. Вот она.
Архимандрит Андрей (Конанос): Не злись на себя и не прячься от себя Архимандрит Андрей (Конанос) Как мы разглядим свои недостатки, если будем их скрывать от самих себя?