Отец Игорь опять меня порадовал своей статьей. Статья вообще очень здорово соотносится с теми коммуникативными ситуациями и темами, которые возникают в среде православных собратьев во время текущего апостольского поста. О ценностях, подмене понятий и качестве благовествования вкупе с трудом по созиданию Церкви.
"В наше непростое время идет настолько последовательное вытеснение из массового сознания традиционных нравственных ценностей, а уродство греха настолько масштабно преподносится как «иная» красота, что на этом адском фоне любые методы могут показаться святыми, любая, самая жесткая реакция - оправданной… И не замечаем мы, как, борясь со злом, мы не только срываемся на какие-то спонтанные эмоциональные выбросы, а именно позволяем себе несовместимые с Евангелием состояния души, из которых рождаются и соответствующие концепции, направляющие самые низменные наши стремления якобы на защиту попираемых высочайших ценностей.
Их, несомненно, следует защищать, особенно поистине святые (и тут следует проявлять трезвую разборчивость, потому что не все высокое - святое).
Но, согласитесь, происходит какая-то чудовищная подмена, когда от лица религии любви, религии нравственной свободы, религии, провозгласившей равенство всех людей, независимо от этнического происхождения, половой или социальной принадлежности, когда устами ее служителей и авторитетных представителей провозглашаются такие позиции, мнения и призывы, что у многих людей, имеющих некоторое представление об учении Христовом, а потому ожидающих увидеть вдохновляющий пример мудрости, уважения к личности, к свободе религиозного выбора, пример тактичности в обращении, корректности в выборе выражений, деликатности в общении с представителями иных национальностей и культур, возникает масса риторических вопросов…
К сожалению, как правило, риторических, потому что люди, задаваясь даже нериторическими вопросами, склонны сами же себе на них отвечать. И тогда христианство (или, как минимум, Православие) либо, попадая в разряд человеконенавистнических мировоззрений, отвергается, либо провозглашаемые, мягко говоря, категоричные мнения некритично принимаются как исходящие от Церкви, а стало быть, от Бога, и верные чада считают себя обязанными выстраивать свое мышление в соответствии со стереотипами и ярлыками тоталитарного сознания.
Какое все это имеет отношение к теме Апостольского поста? Самое непосредственное. Пост - это ведь не только период смирения плоти, не только время сугубого очищения души, но и способ ее освобождения от пристрастий века сего, которые вечно втягивают нас во всевозможные распри, причем так, что создается ложное впечатление, будто выбор наш ограничивается одним из двух: или согласиться со своим оппонентом и перейти на его сторону, или, отвергая его заблуждение, вместе с этим отвергать в нем и все человеческое, попутно клеймя такие ценности как толерантность, политкорректность и мультикультурность.
Между тем, апостол Павел, как следует из его посланий, уделял достаточное внимание всем этим нынче дискредитированным ценностям, понятия которых лукаво подменены в массовом сознании.
Терминов таких в апостольскую эпоху еще не придумали, а зачатки соответствующих представлений в Древней Церкви уже существовали: например, говоря о толерантности, мы можем вспомнить слова Апостола: «…будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9; 19 - 22).
Обратите внимание, что для иудеев, эллинов, подзаконных, немощных он был именно как (иудей, эллин и т.д.), не лицемеря, не отрекаясь от истины, от своих убеждений, напротив, проповедуя «Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1; 23). Это и есть истинная, присущая христианству толерантность противоположная нашей ревности якобы по Богу: апостольское как бы (иудейство, эллинство, подзаконность, чуждость закона, немощь) в противовес нашему синкретичному, малодушному, теплохладному как бы христианству.
Далее, в связи с недоразумением, возникающим на почве лицемерного понимания политкорректности, мы можем вспомнить речь апостола Павла в ареопаге. В книге Деяний отмечено, что «в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян. 17; 16), однако, выступая перед его гражданами, он обличает их заблуждение с такой виртуозной тактичностью, которая на века остается эталоном и алгоритмом миссионерства: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано „неведомому Богу“. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17; 22-23).
О как! И это не столько «дипломатичный ход» с целью расположить аудиторию, и уж всяко - не стратегически оправданное лицемерие, но… любовь, да-да, любовь, обходящая острые углы, во избежание задеть и поранить ближнего (пусть даже он и противник), если это не продиктовано жизненной необходимостью.
Об апостольском же понимании мультикультурности более чем красноречиво свидетельствуют слова апостола Павла из той же речи в ареопаге о том, что Творец «от одной крови… произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: „мы Его и род“» (Деян. 17; 26-29).
Вполне понятно, что когда слова долго используют в ложном смысле, то дискредитируются именуемые ими явления, и происходит подмена понятий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что слово «толерантность» понимается как аморфная, безвольная уступчивость, соглашательство и даже поощрение всевозможных извращений, «политкорректность» - как лицемерная вежливость с камнем за пазухой, а «мультикультурность» - как вытравливание традиционной культуры угодничеством перед «понаехавшими».
Поскольку эти термины, а вместе с ними и понятия трактуются как лукавые уловки князя мира сего, то в тоталитарном по духу навязывании своего мнения и воли, в хамском, издевательском тоне и обращении, в зоологическом национализме или интернационалистическом шовинизме и в других противоположностях вышеупомянутым демократическим ценностям иные православные христиане склонны видеть чуть ли не противоядие от ада и погибели. Но в этом обманном маневре как раз-то и состоит бесовская уловка, чтобы мы, защищаясь от злоупотребления и его пагубных последствий, отвергли бы саму злоупотребляемую ценность.
Мы как-то подозрительно легко, чтоб не сказать, охотно, отказываемся от ценностей, которые были дискредитированы или нами непосредственно, или при нашем же попустительстве (по невежеству ли, по лени или по безответственности - в данном случае непринципиально). Как говорится, «если кукла выйдет плохо…» Но ведь общеизвестно, что лучший способ провалить какую-нибудь идею - это вознести ее в абсолют и довести до абсурда, извратив тем самым ее изначальный смысл, представив уродливые формы некомпетентного (или намеренно косорукого) ее воплощения как истинные плоды, по которым предлагается судить о дереве...
Называя этот пост «апостольским», мы готовимся почтить не только память Первоверховных Апостолов, но и само апостольское служение, которое вот этой-то разностью Петра и Павла подчеркивает надмирную природу церковного единства.
Все мы - люди; мы в курсе, что ничто человеческое (под «человеческим» обычно подразумевается падшая составляющая) нам не чуждо; все дорожим какими-то своими предпочтениями, которые мы склонны абсолютизировать, догматизировать и канонизировать. Так вот, дай нам Бог вовремя распознавать в себе пристрастность к чему бы то ни было и обрубать готовность следовать своим предпочтениям в ущерб единству во Христе.
Когда противоречие настолько принципиально, что затрагивает то единомыслие, которым нам надлежит «исповедовать Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную», а в качестве соблюдения необходимого условия этого единомыслия, позволю себе напомнить, Церковь призывает нас «возлюбить друг друга», тогда, конечно, отступать некуда и, если необходимо, то проявлять твердость вплоть до жесткости (но не жестокости, как хотелось бы иным «ревнителям»). А в остальном…
Господь - Врач. Мы - больные, имеющие в Нем нужду. Пост - время интенсификации лечения. Апостольский пост - самое время постараться проявить особое внимание ко всем язвам, задевая которые, мы взаимооталкиваемся, разрушая апостольское дело созидания Церкви".
Апостольский пост и наше «как бы христианство» Протоиерей Игорь Прекуп Называя этот пост «апостольским», помним ли мы, что все мы призваны продолжать дело Петра и Павла?