Аккуратные убийцы

Jul 03, 2013 13:34

Этот пост написан специально для интернет-магазина Click-Boutique

Плохие девочки в опрятных платьицах
Кто они и почему любят одеваться именно так? На эти вопросы дает ответы Татьяна Арефьева

Фильм «Стокер» в нашем прокате был назван «Порочными играми», хотя именно порока там не замечено никакого. Есть вожделение, есть подростковые оргазмы, есть убийства, но не случилось ни одного секса (не говоря уж о чем-то большем). Тем не менее, «Стокер» прошел во всем мире ограниченным прокатом, у нас его так и не выпустили, кажется. Почему?
Да потому, что на неокрепшие ювенильные мозги он действует разлагающе - примерно так, как в свое время сработали «Девственницы-самоубийцы», или «Бойцовский клуб», или ранние романы Паланика. Мрачная 18-летняя Индиа в исполнении Мии Васиковски, истинно готичная и стреляющая метко, просится в девичьи идеалы. А ее платьица, кофточки и юбочки - в наши гардеробы.



Мы уже видели
… этот стиль в других фильмах. И никогда он не означал то, что буквально должен был бы. Аккуратная старорежимная одежда могла бы принадлежать девушке с идеалами, пропитанными нафталином. Послушной отличнице, которая боится ходить на дискотеки. Спокойной, слегка замкнутой и книжной.
Но режиссеры используют этот имидж, чтобы показать сложную натуру с чертями из омута. Вот, например, Белоснежка из морализаторского сериала Once upon a time: поначалу абсолютно стерильная героиня по ходу серий начинает чудить, затем нам показывают ее прошлое, где она ходит с колчаном и преуспевает в самообороне, затем она просто убивает человека. Хорошо знакомого. Умышленно. Просто потому, что этот человек является как бы отрицательным героем, при том, что Белоснежка - герой как бы положительный.
Ее романтические платья, кофточки нежных цветов и юбочки до середины колена никак не вяжутся с ее черным сердцем, которое нам показывают в конце второго сезона (по сюжету герои Once upon a time запросто вытаскивают друг у друга сердца и без ущерба для здоровья запихивают их обратно).



В седьмом сезоне «Отчаянных домохозяек» ненадолго появляется абсолютно чарующий хичкоковский персонаж по имени Бет. Она - жена недавно вышедшего из тюрьмы Пола Янга (оправданного, но обладающего внешностью серийного убийцы). Все в ее поведении непонятно (и остается непонятным до ее таинственного самоубийства). Бет не вписалась в сообщество домохозяек. Она - то, что называют odd. На мой взгляд, режиссеры позорно не раскрыли эту фигуру (возможно, испугались, что вообще ввели ее в беззубый сюжет; Бет слишком колоритна для стандартного женского шоу, не тянущего на драму).
Тут важно понимать, что Эмили Бергл, сыгравшая Бет, стартовала в кино как главная героиня «Кэрри 2: Ярость» и по жизни обладает характерной «маньячной» внешностью. Платья Бет родом из 50-х и начала 60-х, что еще раз отсылает нас к Хичкоку.



Фильм «Стокер»
… корейца Пака Чхан Ука (который «Олдбой», «Сочувствие господину Смерть» и госпоже тоже) вводит нас в мир девичьих предчувствий и мрачных мечтаний. До конца непонятно: Индиа выдумала своего сексуального дядю-маньяка или все было на самом деле. Символом размеренности и предопределенности мира, в котором живет девочка, становятся ее ботинки. Один и тот же фасон из года в год. Настоящее благосостояние измеряется не бриллиантами, хорошей однотипной обувью.



Движениями ног, обутыми в те же самые ботинки, нам показывают первый робкий сексуальный опыт Индии: игра с дядей в четыре руки, наклон головы, подъем стопы - и зритель все понял.



У девочки умер отец. Нам показывают два ее церемониальных платья: темно-синее для похорон и серое с пасторским воротничком для дней скорби.





На протяжении фильма мы видим несколько строгих блузок Индии. У самой фривольной из них - замечательная планка.



В школе Индиа - белая ворона. Слишком подтянутая, слишком непростая. Идеально гофрированная юбка не подводит даже в момент решающей схватки с местным хулиганом. Остро заточенный карандаш и стекающие с него капли крови решают исход сражения - аккуратные девочки побеждают.



У Индии много белых вещей: комбинации и ночные рубашки из шелка, тончайшие платья на каждый день, в которых она лазает по деревьям, читает «Жизнь Пи» и закапывает свою первую жертву.



Лучшим комплектом Индии - темно-зеленым приталенным кардиганом из джерси и светлой летящей шифоновой юбкой - режиссер отмечает взросление девочки. Она, наконец, все поняла. Она почти осознала все, что замалчивалось взрослыми долгие годы.



С этого комплекта фильм начинается, и заканчивается он тоже им. Блузка матери (ее женственность), ремень отца (его власть), ботинки, подаренные дядей (который убивал всех, кто ему мешал). И вьющаяся по ветру юбка, принадлежащая самой Индии. Вот такие символы внутреннего устройства человека.



Я способна слышать то, что не слышат другие.
Крошечные, отдаленные предметы,
недоступные глазу обычных людей, видны мне.
Эти чувства - плоды долгих лет желания.
Желания быть освобожденной.
Быть завершенной.
Так же, как юбке нужен ветер, чтобы развеваться,
я стала такой не благодаря лишь себе одной.
Я ношу ремень своего отца
поверх блузки своей матери.
И туфли, подаренные моим дядей.
Это я.
Так же, как цветок не выбирает свой цвет,
мы не в ответе за то, кем суждено нам стать.
Только когда вы поймете это, вы освободитесь.
Ведь чтобы повзрослеть,
нужно стать свободным
(это манифест Индии, которым фильм открывается еще ничего не подозревающему зрителю)



Множество аккуратных вещей, намекающих на суровый характер их будущих владелиц, вы сможете найти в закромах click boutique.

обсуждаем кино, одежда в кино, наши любимые актрисы

Previous post Next post
Up