«Что меня спасало в жизни? Прежде всего, мое чувство юмора. Когда мне бывало особенно трудно, я говорила себе: «А-а, ты думала, что с тобой этого произойти не может?» Даже в самые тяжелые периоды моей жизни не приходила в отчаяние. Раньше в ходу был такой афоризм: «Хуже, кажется, быть нельзя, а глядишь - назавтра хуже». Марина Ладынина.
В 1933 году Марина Ладынина окончила ГИТИС и была принята в труппу МХАТа. Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко баловали ее, хотя поначалу задействовали только в массовках и народных сценах. В то время на сцене этого театра тогда играли Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, Кторов, Андровская и другие знаменитые актеры, но молодая актриса не растерялась. Первая же роль монашки Таисии в спектакле «Егор Булычев и другие» по пьесе Максима Горького была сыграна Мариной Ладыниной великолепно. Ее работу отметил сам Горький, и вскоре Ладынина сыграла роль в спектакле «В людях» по другому произведению Горького. Из вспомогательного состава Марину перевели в постоянный. Начались репетиции «Достигаева» и пушкинских «Цыган», где молодая актриса играла Земфиру. На очереди была Ирина в «Трех сестрах», и Станиславский уже написал своей сестре, что видит в Ладыниной «будущее МХАТа». При этом Марина продолжала сниматься в кино. Каждый раз, когда Марина отпрашивалась на съемки, Немирович-Данченко говорил ей: «Идите, конечно. Сниматься иногда надо - заработать и все такое. Но не забывайте, что вы - наша, никогда не бросайте театр!».
Когда в середине 1930-х годов в Москве закрылись многие театры, актеры из театров Корша, Мейерхольда, 2-й студии МХАТа массово переходили в Художественный, в котором тут же начались интриги ради места на сцене. «Этот театр уже не мой», - грустно говорил Станиславский, и Ладынина больше не чувствовала себя уютно на любимых подмостках. Она подписала договор с режиссером Юрием Завадским, который организовал новую студию, и должен был переехать в Ростов, но кто-то из коллег по театру донес в НКВД, что Марина встречается с поклонником-итальянцем. Марина Алексеевна паковала вещи, готовясь к отъезду в Ростов, когда ее вызвали на Лубянку. За несостоявшийся роман ей пришлось расплатиться долгим и унизительным допросом, во время которого ей предложили сотрудничество с органами госбезопасности. Это предложение Ладынина категорически отвергла, и ей было сказано забыть о МХАТе, Ростове и Завадском.
Иван Любезнов уехал в Ростов без Ладыниной, а Марина Алексеевна осталась без денег и без работы. Чтобы заработать, она брала у знакомых вещи в стирку, готовила и мыла полы. Ей пригодились навыки, которые она получила в юности. Такая жизнь продолжалась несколько месяцев. Но незадолго до Нового года, придя к друзьям с очередной стопкой выглаженного белья, она встретила у них режиссера Ивана Пырьева. О встрече с Пырьевым Ладынина рассказывала: «Я встретила его в 1936 году, когда смотрели «Строгого юношу». Была такая картина Олеши. Потом он пошел меня провожать. Александровский сад... Прошли порядочно и очень много, и интересно говорили, и назавтра встретились. Этот вечер изменил всю мою жизнь, прежнюю и настоящую».
Рассказ
о биографии Марии Ладыниной и документальный фильм «От страсти до ненависти» на сайте «Чтобы помнили».