Знаете, как бывает… Вдруг почему-то вспомнится фраза, всплывет откуда-то из глубин…
Помню, когда-то в школе читала книгу о приключениях мальчика, путешествовавших с кукольным театром. Но ни как называется эта книга, ни кто ее автор, я не могла вспомнить. Но вдруг возникла в памяти эта фраза -
«Взгляните, как прекрасна Геновева,
когда малюткой тешится она!»
- и, забив ее в Гугль, я, наконец, обрела искомое! Оказалось, что это книга Елены Данько «Деревянные актеры». Такое простое название - и так долго от меня пряталось!
И, чтобы не вырывать фразу из контекста, я уберу под кат отрывок из книги. Мальчик Джузеппе, после ряда скитаний и приключений присоединился к семейной кукольной труппе и путешествует с ней по Германии. Итак…
Однажды, когда я совсем выздоровел, мейстер Вальтер велел мне водить старого Вольфа в «Геновеве». Вольф был верный друг Зигфрида и ходил с ним на войну. Я в первый раз говорил по-немецки перед публикой и старался чисто выговаривать слова. И вот в последней сцене, когда Зигфрид уже нашёл Геновеву в лесу и вместе с ней любуется её сыночком, я дёрнул Вольфа за ручные нитки и растроганно сказал, как полагалось:
Взгляните, как прекрасна Геновева,
Когда с малюткой тешится она.
- Чешется! - громким шепотом сказал Руди. - Малюткой чешется!
- Пфф… - Паскуале прыснул и чуть не уронил охотника.
Геновева дрогнула и подогнула колени, потому что Марта затряслась от смеха. Голос Зигфрида выдал, что и мейстеру смех забрался в горло. Руди заставил своего Кашперле подскочить к Вольфу и громко взвизгнул:
- Чешется! Малюткой чешется? Ты стал итальянцем, старый Вольф? У тебя каша во рту?
Зрители захохотали. Я совсем растерялся. Мейстер и Марта, давясь от смеха, еле довели сцену до конца. Фрау Эльза поспешила опустить занавес.
И только сегодня я узнала, что Елена Яковлевна Данько, советская писательница и художница, прожила только 44 года. Умерла она в 1942 году - от последствий истощения при эвакуации из блокадного Ленинграда по пути из Ярославля в Ирбит…
Жаль только, что «Деревянных актеров», написанных в 1931 году, в последние десятилетия не переиздавали…