Такой памятник герою установлен в КНДР.
Фото: личный архив.
В России фамилию сибиряка знают разве что любители истории да жители села Травное. А в Северной Корее фамилия Новиченко вписана во все школьные учебники: «Спаситель Солнца нации, смелый воин, названый брат Ким Ир Сена». Сибиряк спас их вождя.
- Новиченко участвовал в освобождении Северной Кореи от японских захватчиков, а после войны его служба за границей продолжилась, - рассказывает Виктор Заковряшин, глава Травинского сельсовета. - Первого марта 1946 года он охранял митинг на привокзальной площади в Пхеньяне. Когда на трибуну вышел Ким Ир Сен, кто-то кинул в него гранату. Вокруг - толпа. Гранату Новиченко поймал на лету правой рукой и, упав, накрыл собой. Взрыв... Яков выжил, только руку оторвало. Говорит, спасла его тогда книга «Брусиловский прорыв». Он ее читал в свободные минуты, а когда пошел на митинг, засунул под одежду. Часть осколков застряла в книге, что и спасло ему жизнь. Об этом мне рассказывал сам Яков Тихонович.
Впрочем, хирург военного госпиталя, куда доставили офицера, уверял, что под шинелью у Новиченко была совсем другая книга - 600-страничный «Порт-Артур», изданный в 1944 году в толстой картонной обложке. Говорят также, что подвиг героя в Северной Корее немного приукрасили. Мол, на гранату Новиченко не бросался. Он ее поймал и стал обматывать шинелью. Руку ему оторвало, а глаз повредило отскочившим во время взрыва камнем.
Как все было на самом деле - загадка. Но вернулся Новиченко в родное село действительно без руки и с ранением глаза. Время было послевоенное, никто офицера особо и не расспрашивал, как его покалечило.
- Отец скромный был, даже нам, детям, лишнего не говорил, - рассказывает Татьяна Яковлевна, дочь героя. - Когда я была школьницей, как-то заглянула в бумаги отца, которые лежали на его столе. А там старая вырезка из газеты, где написано, что советский солдат Новиченко спас корейского лидера. «Ничего себе!» - подумала, но папе ничего не сказала.
Яков Новиченко (слева) во время визита к Ким Ир Сену (справа) 15 августа 1984 года.
Фото: личный архив.
Слава нашла героя спустя почти 40 лет. В 1984 году СССР посетил Ким Ир Сен. Вождь был проездом в Новосибирске и приказал разыскать своего спасителя.
- Встреча с Ким Ир Сеном состоялась прямо на вокзале, он все время обнимал папу и благодарил. И пригласил нас всей семьей в Корею, - вспоминает дочь Новиченко.
С тех пор почти каждый год родня сибиряка летала в гости к лидеру КНДР. Общались через переводчика. Говорят, беседы Новиченко с Ким Ир Сеном публиковали все корейские газеты и журналы. Корейцы так прониклись подвигом, что называли своих детей Яковами и даже меняли фамилию на Новиченко.
- Помню, во время одного из приемов вождь пошутил: «Я коммунист, в Бога не верю, но все-таки что-то там есть», намекая на свое чудесное спасение, - рассказывает Татьяна Яковлевна.
Умерли глава страны и агроном в один год.
- 8 июля 1994-го скончался Ким Ир Сен. Это подкосило папу, он сгорел за несколько месяцев. Умер отец 8 декабря 1994-го. Думаю, их судьбы были действительно связаны, - считает Татьяна Новиченко.
Но даже после смерти вождя их семью продолжали приглашать в КНДР и передавать подарки - сувениры и книги на русском о стране победившего чучхе.
- Помню, в 2001 году, когда Ким Чен Ир, сын Ким Ир Сена, проезжал через Новосибирск, нам передали чемоданчик. Там была лишь одна бутылка водки... А самый большой подарок - это памятник на столетие папы, - продолжает дочь героя.
Кстати, в КНДР с 1987 года тоже стоит свой Новиченко - только гранитный. Офицер изображен в прыжке за гранатой, и поддерживают его листы огромной книги.
О подвиге Новиченко северокорейские кинематографисты совместно с киностудией «Мосфильм» в 80-х сняли фильм.
Якова сыграл Андрей Мартынов, старшина из знаменитого фильма «...А зори здесь тихие».