Один известный писатель сатирик как-то написал вечно актуальную в условиях нашей страны шутку. Звучит она так: «мы с моей Родиной любим друг друга, но странною любовью - я ее платонически, а она меня постоянно пытается изнасиловать». Это высказывание вспомнилось мне при прочтении опубликованного на этой неделе документа под пафосным названием «Стратегия 2020». Документ, о подготовке которого ходило большое количество толков и пересуд, наконец закончен и направлен на рассмотрение в правительство. Пятисот-страничный труд, подготовленный экспертами 21-й экспертной группы, должен ответить на извечные вопросы «что делать?», «как жить будем?», «доколе?» и так далее.
Доклад рассматривает самые различные аспекты жизни российского обывателя и включает новации в самых разных областях. Например, работающие граждане России наверняка будут рады узнать о предложении увеличения пенсионного возраста. Тем несознательным, которые позволяют себе непростительную роскошь болеть, будет, наверняка, небезынтересно узнать о предложении расширить перечень платных медицинских услуг.
Немало нового для себя смогут узнать из доклада и автовладельцы.
Прежде всего, российские водители должны знать, что, по мнению экспертов, государство слишком много о них заботится. Непозволительно много. Эта забота мешает развитию транспортной инфраструктуры России. Да, именно так. То есть мы то, по глупости душевной, по скудоумию своему и отсутствию государственного мышления, почему-то считали, что развитию транспортной инфраструктуры и, прежде всего, отсутствию нормальных дорог мешает, главным образом, коррупция и банальное воровство. Мы думали, что между плохими дорогами и личными дворцами чиновников, отвечающих за их состояние, есть некая связь. Оказывается, ничего подобного. Просто государство слишком заботится о нас, вот и дороги плохие.
«Сейчас сборы с водителей покрывают около 40 процентов расходов государства на содержание и строительство дорог, а автомобилисты являются, по сути, второй группой бюджетной поддержки после пенсионеров», - с категоричностью и максимально возможным пафосом заявляют авторы «Стратегии 2020».
Однако, с нищих пенсионеров взять, к великом сожалению экспертов, нечего, а вот у автовладельцев кое-какие деньги все-таки имеются. Именно поэтому правительственные эксперты считают, что эти самые автовладельцы, представляющие собой «экономически активный класс» могут и должны раскошелиться. Прежде всего, оплатить строительство и ремонт дорог. При этом, о том ,что было бы не лишним повысить качество ремонтируемых дорог, заметьте, никто не говорит.
Собственно, ничего нового разработчики «Стратегии 2020» не предлагают. Изложенная в документе идея взимания транспортного налога через увеличение цены на топливо не нова. Но то, какие масштабы, по замыслу экспертов, должно принять это увеличение, и то, к чему это может привести в дальнейшем заставляет насторожиться.
Напомним, уже сейчас правительство взяло курс на увеличение цены топлива и снижение транспортного налога. Но тот вариант, который сейчас реализуют чиновники предусматривает постепенный рост акцизов на бензин по 1 рублю на литр в 2012 и 2013 гг. Однако авторам «Стратегии 2020» этого кажется, категорически мало. Экономически активная часть населения, имеющая наглость иметь некоторые деньги, просто обязана этими деньгами делиться в гораздо большем объеме. Поэтому эксперты предлагают не мелочиться, а увеличить топливный акциз сразу до 7-8 рублей за литр к 2015 году.
Согласно расчетам, подобное увеличение стоимости топлива должно привести к тому, что налоговая нагрузка на простого российского автовладельца должна подскочить на 20 тысяч рублей в год, и это при условии, что данный автовладелец живет в небольшом городке и не совершает дальних поездок. Если же водителю посчастливилось обитать в мегаполисе, то нагрузка на него вырастет на 45-50 тысяч рублей.
Вам нравится? Красиво получается, правда? Отличные цифры, но, увы, недостаточные, по мнению экспертов. Нет размаха, да и блеска нанотехнологий и модернизации не хватает. Именно по этому в перспективе эксперты предлагают вообще уйти от идеи включения транспортного налога в цену бензина, а высчитывать налог исключительно по километражу. Для этого планируется каждый автомобиль, топчущий своими колесами российский асфальт, оснастить датчиком ГЛОНАСС, который будет сообщать «куда следует» о пробеге машины.
По мнению экспертов, «скрутить» данные прибора будет невозможно, а его установка в автомобиль должна стать обязательной. Естественно, спонсировать монтаж итога Главного Российского Модернизационного Прорыва 2000-х никто не будет. Автовладельцы, как мы помним, экономически активная часть общества, поэтому пусть сами платят. В результате получится отличная система. И российских производителей ГЛОНАСС поддержим (антимонапольщики, ау! где вы?!), и мировых автопроизводителей головной болью обеспечим и деньги соберем. И не важно, что законность навязывания маловразумительного навигатора вызывает сомнения. Неважно так же и то, что при таком подходе больше всего платить будут те, кто итак еле сводит концы с концами, а потому вынужден крутиться.
Экспедиторы, курьеры, мелкие предприниматели, мелкие менеджеры, торговые представители таксисты- именно эти люди вынуждены в силу служебной необходимости наматывать километры пробега на одометр. Мало какой спорткар или представительский лимузин нувориша имеет такой же пробег, какой имеет «девятка» какого-нибудь установщика пластиковых окон или мастера по ремонту холодильников. И не важно, что этот мастер еле-еле дотягивает до зарплаты, а его ВАЗ-2109 стоит примерно в 42 раза меньше, чем какой-нибудь Lamborghini Murcielago, стоящий в гараже у бездельника-сынка высокопоставленного чиновника. Не важно все это. Важно, что водитель «девятки» крутится целыми днями и поэтому будет платить больше, оплачивая ремонт дороги для Lamborghini представителя «золотой молодежи», который целыми днями спит, отходя от кокаинового угара, и выезжает на своем спорткаре только для того, чтобы доехать до VIP-клуба и вернуться обратно с очередной гламурной девицей. Такие дела.
В настоящий момент доклад «Стратегия 2020» рассматривается в Кремле. Через две недели чиновники поделятся своими первыми впечатлениями о прочитанном, а дальше… А дальше, начнется реализация этого документа. Мы все-таки надеемся, что в программу развития страны будут внесены изменения. Впрочем, даже если их не будет, ничего страшного. Выход у нас все равно есть. Количество активных граждан, уезжающих на постоянное жительство за рубеж, все время увеличивается. И если раньше люди уезжали в США, Европу и Израиль, то теперь даже Китай многим кажется вполне разумной альтернативой тому, что происходит в России. Так что выход есть друзья, выход есть.