Вряд ли кто ожидал такой оглушающий триумф "Сумерек" на MTV Movie Awards.
Лучший поцелуй - Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт, «Сумерки»
Лучшая драка - Роберт Паттинсон и Кэм Жиганде, «Сумерки»
Лучшая актриса - Кристен Стюарт, «Сумерки»
Прорыв года: актёр - Роберт Паттинсон, «Сумерки»
Лучший фильм - «Сумерки»
Что стоит за этим? Откуда такое всеообщее обожание этой вампирской мелодрамки?
Позволю себе изложить свое сексуально-маньячное мнение на сей счет.
"Сумерки" как современная модель любви.
Конечно, можно утверждать, что это всего лишь красивая подростковая лав-стори про отношения обычной застенчивой девочки и загадочного мальчика-вампира. Но такое мнение было бы слишком поверхностным.
Безусловно, MTV Movie Awards - это выбор 12-летних. Но выбор этот неслучаен. Для них этот фильм метафора, модель любовных отношений своего поколения, реализация глубинных желаний и страхов.
Поколение эпохи тотального потреблядства и товарно-любовных отношений, с одной стороны, хочет настоящей чистой любви, а с другой, до смерти боится ее. А в "Сумерках" отношения представлены одновременно как источник наслаждения и опасности. Грань между страстным поцелуем и выпиванием крови пугающе тонкая. Вожделение крови и вожделение любви буквально в шаге друг от друга. И это одна из самых сильных и драматичных сторон фильма.
Современный человек, пропитанный культом эгоизма, индивидуализма и гедонизма, разрывается между желанием любить и убить. Убить свою любовь, чтобы защитить себя от необходимости раскрыться, довериться, привязаться. Он хочет одновременно созидать и разрушать. Он хочет быть одновременно любимым и неуязвимым, он хочет быть одновременно самим собой и с кем-то еще. И потому переживания героев его так трогают.
Тема экзистенциальной природы любви отсылает нас к фильму Нагисы Осимы "Империя чувств". В нем главная героиня со своим любовником настолько глубоко погружается в исследование страсти, что в конце концов по его просьбе душит любимого прямо во время эротических игр. А затем отсекает его детородный орган себе на память. Это делает ее по-настоящему счастливой. Но здесь смерть становиться не бегством от чувств, а их крайней точкой, их пределом.
Тут также можно вспомнить и песню Ника Кейва и Кайли Миноуг Where the wild roses grow. Она рассказывает историю о том, как поклонник убивает свою возлюбленную. В конце песни есть строчки "As I kissed her goodbye, I said, 'All beauty must die'", что переводиться как "Поцеловав ее на прощание, я сказал: «Красота должна умереть!». Это песня об обреченности красоты и любви.
В "Сумерках", конечно, влюбленные остаются живы. Жанр предполагает хеппи-енд. Но любовь героев невероятно хрупка, как вообще любовь в современном мире. Ее все время надо беречь и спасать, причем не только от внешних сил, но и от внутренних демонов самих влюбленных.
Конфликт поцелуя и высасывания крови в фильме по сути можно рассматривать и как конфликт возвышенной чувственности и сексуального потребительства, как конфликт желания любить и желания обладать. В этой тонкой и точной метафоре раскрывается одно из актуальных противоречий нашего времени. Масс-медиа постоянно навязывают нам нескончаемую гонку за радостями похоти, вовлекая нас в непрерывный процесс эгоистичного удовлетворения сексуальных желаний. При этом в душе мы продолжаем мечтать о чистом и возвышенном, нуждаться в чем-то настоящем, искреннем и подлинном. И этот конфликт нам непросто разрешить даже в рамках одних отношений, даже в один их конкретный миг.
В фильме также можно увидеть противопоставление мира людей (подобного реальному миру, в котором живут тинейджеры-зрители) и мира вампиров (идеального мира, в котором они хотели бы жить). Мир людей - это мир одиночества и растерянности. В нем нет ни одной настоящей семьи и настоящих чувств, потому что в этом мире любовь и семья потрепели крах. Мир вампиров - мир драйва и скоростей. Отношения в семье Эдварда - пример настоящей семьи, крепкой, по-хорошему патриархальной, где присутствует взаимовыручка и поддержка, где действует , увы, забытое правило: "один за всех и все за одного". В сегодняшнем мире какждый сам за себя.
Сами отношения девочки и вампира в фильме как будто нужны для того, чтобы показать зрителю исчерпанность обычной человеческой любви, общее разочарование в ней. Представьте себе на секунду, что Эдвард - не вампир, а человек. Даже если эта история сохранит все остальные свои элементы ее очарование в миг улетучилось бы. Настоящая любовь - ненормальна в нашем мире и потому она возможна только с тем, кто тоже ненормален.
Также лента обращается к глубинной тяге женщин ко всему таинственному и мистическому, к их природному любопытству. Самый известный в мире гуру пикапа Mistery еще в 90-х открыл, что использование фокусов и магии чрезвычайно эффективно в соблазнении девушек. И как раз во многом благодаря своими сверхьестественным способностям, манящей загадочности и подлинной романтичности Эдвард пленил девичьи сердца всего света, превратившись в главный секс-фетиш 2009 года для слабого пола.
То, что "Сумерки" затронули струны забытой романтики, забытых тайн и глубинных страхов, и позволило этой в общем-то очень простой истории достичь такого размаха популярности.
P.S. Возможно, вы не согласитесь с моими выводами. Я лишь исхожу из того, что любой феномен становится феноменом лишь потому, что метко попадает в некие социальные тренды. Если, на ваш взгляд, тренды в другом, тогда в чем же они?