Прямо накануне войны записали с Севой интервью. Совсем на другую тему. Но потом оно легло «в стол». Но все же, думаю, надо опубликовать.
Темой стала вот
эта статья. Написана она достаточно давно двадцатилетней девушкой, Севе сейчас тоже как раз 20 лет.
Я: МИФ №1. Полезно посещать тысячу кружков. Как ты считаешь, я согласна с этим?
Я: + Сева: +/−
С: Ну частично, ты пыталась меня куда-то запихнуть. Так ты меня на фехтование запихнула. То есть постоянно надо что-то делать.
Я: Значит, есть? И что ты по этому поводу думаешь?
С: Надо, чтобы ребенок видел разное, чем он заинтересуется, тем и будет заниматься. Поэтому нужно ходить и что-то рассматривать. На бесплатные занятия, обзорные встречи.
Я: То есть родители должны предлагать все же разные варианты занятий?
С: Да.
Я: А если ребенку разонравился кружок, то можно бросать?
С: Да. Если разонравился, если кружок начинает вызывать плохие эмоции, то так надо и сделать. Тогда в будущем, возможно, у него не будет плохих воспоминаний. Если захочет, он сможет вернуться к занятиям. А если заставлять, то теряется детская свобода, беззаботность.
Я: Кстати, вот тебе уже 20 лет (как и автору статьи), и ты как бы не ребенок. Была ли у тебя детская беззаботность и что сейчас с ней стало?
С: Была. А сейчас я выстраиваю приемлемый график жизни. Для меня важны свобода и удобство. Я не буду выбирать вариант работать по 12 часов, буду выбирать то, где я могу распоряжаться своим временем. Главные критерии: чтобы мне это было приятно делать (выбери себе работу по душе, и ты не будешь работать ни дня в жизни) и чтобы не было строгих рамок. Я бы не смог так вкалывать, как ты. Ты очень трудолюбивый человек.
Я: А что в твоем понимании «вкалывать»?
С: У тебя много работ, ты много чем занимаешься.
Я: Но мне все мои работы нравятся, и я тоже считаю, что не работала ни дня в жизни )
С: Ну и круто.
Я: МИФ № 2. Нужно получать только хорошие оценки. Было ли такое?
Я: − Сева: −
С: Нет. Вообще.
Я: Согласна. МИФ №3. Нет депрессии, есть незанятость. Согласен?
Я: +/− Сева: −
С: Не знаю.
Я: С моей точки зрения, тут есть две стороны: депрессия не обязательно следствие незанятости, но с тем, что работа помогает справиться с депрессией, я согласна на 100%.
С: Я не согласен. Загруженность тоже негативно скажется на состоянии человека. Это поможет не справиться с депрессией, а заглушить, отсрочить ее.
Я: Окей, но ты говоришь об этом гипотетически. А я основываюсь на опыте. Меня от депрессии спасала работа по 12 и более часов в сутки. Всю жизнь работа помогает стабилизировать состояние.
С: Это помогает только отвлечься. Возможно, для тебя работа - счастье, потому это не просто способ отвлечься.
Я: Конечно. Я имею в виду работу, которая в радость, а не просто заняться чем угодно. МИФ №4. Получить диплом очень важно.
Я: + Сева: −
С: Да. Ты так считаешь.
Я: А ты?
С: Абсолютно нет. Диплом как корочка не нужен. Сейчас он никак не помогает, и никакой пользы от него нет. Это потерянное время. Сейчас главное - опыт. В самых крупных компаниях уже не смотрят на корочки. Я репетиторствую, участвую в съемках, и мне не нужен диплом.
Я: МИФ №5. Поступать нужно сразу после школы. Я согласна.
Я: + Сева: −
С: Не согласен. Даже, наоборот, лучше потом. Человеку надо определиться, если хоть немного есть сомнения, значит, это не то. После школы человек еще не сформировался.
Я: А как он потом поступит, если, допустим, результаты ЕГЭ будут недействительны? Как он осилит новую сдачу экзаменов?
С: Можно подготовиться.
Я: То есть, ты считаешь, рационально: заново учить всё для экзамена, тратить на это время, хотя много из этого никогда не пригодится?
С: Если у тебя есть база, ты легко ее восстановишь. Я легко восстановил знания по математике (и даже приобрел новые), когда стал заниматься репетиторством.
Я: МИФ №6. Будущее можно легко «испортить». Если обсудить эту фразу: «Каждое наше действие в подростковом возрасте фатально повлияет на всю нашу дальнейшую жизнь».
Я: +/− Сева: +/−
С: Смотря о чем речь. Каждое действие имеет определенные последствия, но не обязательно фатальные. Бывают сложные психологические ситуации, которые могут серьезно повлиять.
Я: А если ты бросил какое-то занятие и потерял навыки, которые могли пригодиться?
С: Можно начать заново. А самое страшное - потерять зря время.
Я: Имеется в виду, что многие поступки могут иметь далеко идущие последствия, и надо всё продумывать.
С: Нужно иметь баланс. Одновременно и уметь планировать, и жить моментом. Я у тебя научился максимально все планировать. И это ужасно.
Я: Почему?!
С: Потому что жизнь моментом, неопределенность - это всегда больше эмоций. И у меня возникла проблема: если я знаю, как что-то работает, если разобрался в чем-то, это перестает мне быть интересным. Мне интересна неизвестность.
Я: А как можно постоянно работать с неизвестным?.. Как же опыт? Как это стыкуется с построением карьеры?
С: Надо это удачно состыковать. Например, и репетиторство, и съемки - там всегда есть элемент неожиданности, и это хорошо. Если я прихожу на урок, я никогда не знаю, как все пойдет.
Я: Ты не планируешь уроки?..
С: Планирую, но все равно это всегда импровизация, я отталкиваюсь от человека и от текущих обстоятельств.
Я: Ну, в таком случае всё - импровизация. Мы всё планируем, но события вносят свои коррективы. Хорошо, а у тебя есть уже сейчас какие-то жизненные принципы, которые тебе кажутся незыблемыми?
С: Конечно. Свобода. Каждый человек сам решает, что он должен сделать.
Я: А как ты считаешь, были ли какие-то недостатки в твоем воспитании? То, что тебе помешало в жизни.
С: Наверное, невозможность жить моментом. Но иногда это получалось. Я помню, как мы в Крыму поехали в Коктебель, ты увидела рекламу квадроциклов и внезапно предложила покататься. Это было неожиданно, не запланировано, так что я даже не поверил. И эту экскурсию я помню до сих пор.
Я: Хорошо, а что положительного было в моем воспитании?
С: Ты научила меня рационально использовать время и всякое другое. Если сравнивать тебя и других родителей, ты очень классный вариант. И все говорят: «У тебя очень хорошая мама».
Я: Ахаха! А если конкретно?
С: Ты уважаешь личные границы. Этого многим людям не хватает.