Фото символы XX века... Часть вторая.

Nov 01, 2010 16:54

Нашел совершенно шикарную подборку у ibigdan. Не могу не сохранить себе.
Это уже вторая часть. Первая часть здесь.



Ю.А. Гагарин - первый человек в космосе, 1960

Юрий Алексеевич Гагарин. Первый космонавт планеты Земля еще при жизни стал легендой. Простым, доступным, замечательным человеком он остался в памяти товарищей по первому набору космонавтов и всех, с кем работал. А его солнечная улыбка уже почти полвека, со дня первого космического полета 12 апреля 1961 года, освещает человечеству дорогу к звездам. 'Мы вспоминаем его таким, каким он был - симпатичным, ответственным, старательным и дружелюбным человеком', - сказал космонавт Георгий Гречко. По его мнению, именно эти качества определили выбор руководителя космической программы Сергея Королева, утвердившего Гагарина первым в мире космонавтом. Жизнь Гагарина по сей день окружена легендами. Равно как и его фотолетопись, которая полна неизвестными фотографиями, съёмками пост-фактум и монтажами. Вот к примеру, взгляните на эту фотографию Гагарина в автобусе по пути на Байконур 12 апреля 1961 г. - он собран, соредоточен и ему явно не до звёздных улыбок. А это - один из известнейших его портретов с улыбкой. Тот же ракурс, и тот же до мельчайших складочек скафандр... Поэтому для данной публикации мы выбрали более ранний портрет Гагарина сделанный за год до его полёта в космос. Не возьмёмся утверждать, что именно он является самым известным изображением Юрия Алексеевича. Но можно с большой долей вероятности говорить, что снимок этот не постановочный и его миновала ретушь редактора. И главное - именно таким со страниц многих западных газет мир впервые увидел нашего Гагарина (источник).



Эдди Адамс /1933-2004/: Нгуен Нгок Лоан расстреливает Нгуен Ван Лема, 1968

"Застывшие в фотографиях моменты - наверное, самое сильное оружие в мире", - написал однажды фотограф Эдди Адамс. Замечание тем более меткое, что фотография, сделанная им в 1968 году, на которой офицер стреляет в голову закованному в наручники заключенному, не только принесла ему Пулитцеровскую премию в 1969, но и не самым приятным образом изменила представление американцев о войне во Вьетнаме.

В те дни во Вьетнаме разворачивалось первое широкомасштабное наступление сил НФОЮВ и северовьетнамской армии, известное как Тетское наступление. Одной из главных целей наступления была столица страны Сайгон, в котором развернулись уличные бои. На второй день наступления, 1 февраля, в атмосфере царившего повсюду хаоса, Адамс отправился в китайский квартал Сайгона Холон, где шли ожесточенные бои за буддийскую пагоду. Когда он прибыл туда, пагода уже была взята южновьетнамскими войсками, но Адамс и оператор NBC Во Суу обратили внимание на двоих вьетнамских морских пехотинцев, конвоировавших человека в клетчатой рубашке и черных шортах; руки пленного были связаны за спиной. Во Суу включил кинокамеру. Бригадный генерал Нгуен Нгок Лоан, шеф южновьетнамской полиции, взмахом руки приказал охранникам отойти и шагнул к их подопечному, стоявшему, опустив глаза к земле. Ни говоря ни слова, Лоан вытащил револьвер, вытянул правую руку, почти коснувшись стволом головы пленного, и нажал на спуск. Фотограф Эдди Адамс тоже нажал на спуск. 'Казнь в Сайгоне' стала одной из самых знаменитых фотографий Вьетнамской войны, а Эдди Адамс получил за нее несколько премий. Фотография была опубликована на первых полосах многих газет по всему миру, и, как считается, сыграла свою роль в изменении отношения американского общества к войне во Вьетнаме. Факт расстрела военнопленного без суда и следствия, произведенного к тому же начальником полиции Южного Вьетнама, вызвал волну негодования в кругах интеллигенции, а фотография широко использовалась антивоенным движением.

Несмотря на то, что резонанс, вызванный снимком, был огромным, ситуация была вовсе не такой однозначной. Фотография не сообщает, что заключенный был предводителем отряда "мстителей", которыми в этот самый день было убито несколько десятков мирных жителей. Тем не менее, фотография немедленно стала наглядным представлением о зверствах войны, а офицер, спускающий курок - генерал Нгуен Нгок Лоан - одиозным злодеем. Разумеется эта фотография самым несчастливым образом повлияла на судьбу генерала - даже после войны его оскорбляли и поносили. После того, как его отказался лечить австралийский военный госпиталь, он был отправлен в США, где его встретили массовой, хотя и безуспешной кампанией, требовавшей его депортации. В конце концов, он поселился в Вирджинии и открыл ресторан, который ему скоро пришлось закрыть, когда слухи о его прошлом достигли и этого места. Вандалы писали на стенах ресторана: "Мы знаем, кто ты", и бизнес, естественно, не шел.

Адамс чувствовал себя очень виноватым перед Лоаном, он просил прощения за то, что вообще сделал снимок, сказав при этом: "Генерал убил вьетнамца, а я своей камерой убил генерала". Впоследствии Адамс отказался от присужденной ему Пулитцеровской премии (источники 1, 2, 3).



Уильям Э. Андерс /1933 г.р./: 'Восход Земли', Аполлон-8, 1968

Вот что недавно говорил по поводу этой фотографии астронавта Уильяма Андерса президент США Барак Обама
(выступление 27 апреля 2009 года на ежегодном собрании американской Национальной академии наук): 'В 1968-м году, отмеченном потерями, конфликтами, смятением, человек впервые в истории вышел за пределы земного притяжения на 'Аполлоне-8', который десять раз облетел вокруг Луны, прежде чем вернуться домой. Но на четвертом витке капсула развернулась, и впервые через иллюминаторы стало видно Землю. Билл Андерс, один из астронавтов на борту 'Аполлона-8', бросился за камерой, и ему удалось сделать снимок, на котором Земля восходит над горизонтом Луны. Земля впервые была сфотографирована со столь удаленной точки, и этот снимок вскоре стал известен как 'Восход Земли' ('Earthrise'). Андерс позже скажет, что его навсегда изменил момент, когда он увидел наш мир - эту бледно-голубую сферу - без границ, без разделенности. Он был таким безмятежным, таким прекрасным - и в то же время таким одиноким. 'Мы прошли весь этот путь, чтобы исследовать Луну', - сказал он, - 'но самым важным было то, что мы открыли Землю'. Любопытно, что и этот снимок не минула борьба за право называться его автором, причем претендентом выступал сам командир корабля 'Аполлона-8' Фрэнк Борман (Frank Borman), тоже снимавший земной шар бок о бок с Андерсом. Позже выяснилось, что в тот момент на окололунной орбите были сделаны три подобных снимка. Первым сделал черно-белый снимок именно Борман, а мгновение позже - Андерс сделал два цветных, одному из которых было суждено стать самой выразительной фотографией Земли из космоса. И именно он стоит у источников современной системы экологического мониторинга нашей планеты из околоземного пространства (источники 1, 2, 3, 4).



Нил Армстронг /1930 г.р./: Эдвин 'Базз' Олдрин, второй человек на Луне, 1969

20 июля 1969 года пилотируемый космический корабль 'Аполлон-11' впервые доставил людей на поверхность другого космического тела - Луны. В лунном модуле находились двое американцев - командир Нил Армстронг (Neil Armstrong) и пилот Эдвин Олдрин (Edwin Aldrin). Лунный модуль прилунился в Море Спокойствия и в момент посадки Армстронг передал: 'Хьюстон, говорит База Спокойствия. 'Орёл' сел'. Чарльз Дьюк из Хьюстона ответил: 'Понял вас, Спокойствие. Вы прилунились. Мы тут все посинели. Теперь мы снова дышим. Спасибо огромное!' Внешняя бортовая камера, установленная на лунном модуле, обеспечила прямую трансляцию выхода Армстронга на лунную поверхность и 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу Армстронг первым из землян ступил на Луну, а через пятнадцать минут к нему присоединился и Олдрин. Фотокамеры астронавтов были укреплены на скафандрах и не были снабжены автоспуском, что непозволило им сняться вместе. Выход был найден, когда Олдрин замер перед Армстронгом, предоставив тому возможность сфотографировать собственное отражение в позолоченном фильтре шлема. Так что, вопреки распространённому заблуждению на фотографии выше запечатлён не первый, а второй человек на Луне. Там же хорошо видны и следы обоих астронавтов на поверхности Луны, но более известен этот снимок отпечатка космического ботинка Билла Олдрина (источники 1, 2).



Иен МакМиллан /1938-2006/: фотообложка альбома The Beatles 'Abbey Road', 1969

В середине 1969 года The Beatles записали свой последний совместный альбом, который назывался 'Abbey Road'. Многие считают его лучшим альбомом знаменитой четверки. Рабочее название альбома было 'Эверест'; предполагалось даже, что для фотографии на обложку группа должна будет поехать в Гималаи. Но на то не было ни времени, ни желания. Когда их спросили, где они хотят сфотографироваться, Пол Маккартни ответил: 'Почему бы не сделать это на обычной улице'. Он быстро накидал черновик будущей обложки на листе бумаги. Тем временем Джон Леннон и Йоко Оно договорились со своим другом, 30-летним английским фотографом Иеном МакМилланом. Иен получил эскиз Маккартни за пару дней до съёмок и в верхнем углу добавил свой набросок будущей фотографии. Как он вспоминал позже, автомобиль Volkswagen Beetle с номерным знаком 'LMW 281F' попал в кадр случайно: 'Он там уже стоял. Похоже, что кто-то просто оставил его на выходные. Совершенно посторонний человек, не имеющий никакого отношения к The Beatles. Полицейский попытался убрать его для нас, но не смог'. Знаменитая фотография была сделана 8 августа 1969 года около половины двенадцатого. 'Помню, мы наняли полицейского, чтобы он остановил движение, пока я забирался на стремянку и фотографировал', - вспоминал Иен МакМиллан, - 'Я сделал пару фотографий The Beatles переходящих улицу в одном направлении. Потом мы пропустили скопившиеся машины и они пошли в другую сторону - я сделал еще несколько снимков. В конечном итоге я выбрал пятый снимок из шести. Это был единственный кадр, на котором ноги у всех четырех были в форме перевернутой буквы 'V' - к этому я и стремился'. Эта фотография стала самой популярной в музыкальном мире. Благодаря ей пешеходная зебра напротив студии вскоре стала местом паломничества фанатов Beatles со всего света. Увы, но переход этот больше не находится в том же месте, где он был в 1969 году, а 'переехал' чуть восточнее и так выглядит в наши дни (источники 1, 2, 3)



BBC/Bergmann Pictures LTD: Испытания французского ядерного заряда 'Encelade' в Южной части Тихого океана, 1971

Фотоматериалы ядерных испытании 'Encelade' (440 килотонн), осуществлённые 12 июня 1971 года французскими ВС на атолле Муруроа в Тихом океане можно отнести к одним из самых зрелищных буде такое определение вообще применимо к атомной тематике. Детонация тестового заряда была произведена под воздушным шаром на высоте 440 метров. 'Encelade' был базовым испытанием стратегической ракеты с разделяющимися боеголовками MR-41, которая вскоре и была принята на вооружение французских ВС. Спустя лишь 10 минут после взрыва атомный 'гриб' достиг высоты 16.5 км. Два самолета отбирали пробы воздуха окружающего в нижней части ядерного облака (вероятно, с одного из них и был сделан этот кадр) и еще 10 ракет были запущены непосредственно в 'шляпку' гриба для сбора газообразных и твердых частиц. По понятным причинам авторство этого снимка нам установить не удалось (источник).



Стив МакКарри /1950 г.р./: Афганская девочка, 1984

Эта фотография - портрет Гули Шарбат из этнического племени пуштунов. Во время войны в Афганистане 1979-1989 г.г. она была вынуждена покинуть свой дом и бежать в лагерь беженцев в Пакистане, где была сфотографирована журналистом Стивом МакКарри. Летом 1985 года портрет Гули был размещён на обложке журнала National Geographic, получил мировое признание и со временем стал символом страданий афганских женщин и детей. Девочке в то время было около 12 лет, но имя её оставалось неизвестным на протяжении последующих 17 лет. И лишь в 2002 году в одном из удалённых районов Афганистана команде National Geographic удалось наконец разыскать и однозначно идентифецировать (по рисунку зрачков) повзрослевшую Гулю Шарбат. Она живо вспомнила как её фотографировал МакКарри: то был первый и единственный раз в её жизни. Всё это время известность и символический характер её портрета оставались совершенно ей неизвестными (источник).



Джефф Вайденер /1956 г.р./: Незвестный мятежник,1989

В отличие от героя фото № 22 судьба и имя этого человека более получаса в одиночку сдерживавшего колонну китайских танков при подавлении волнений на площади Тяньаньмэнь доподлинно неизвестны. Джефф Вайденер из Ассошиэйтед Пресс снял эту сцену 5 июня 1989 г. с шестого этажа отеля `Пекин` где он был вынужден находиться из-за ранения и обострившегося гриппа. По прямой до танков было более 800 метров и ему пришлось задействовать 400мм объектив. Ту же сцену отсняло ещё несколько его коллег, но на следующий день именно эту фотография Джеффа Вайденера, олицетворяющую протест и смелость одиночки перед жестокостью государственной машины, опубликовали почти все ведущие мировые СМИ (источник).



"Эйнштейн, показывающий язык", Артур Сассе, 1951

Фотография, конечно, интересная, однако закономерно спросить, что в ней такого выдающегося? Эйнштейн изменил историю своими работами по ядерной физике и квантовой механике, а этот снимок изменил представление о нем самом. Так в человек, которого воспринимали единственно как гения, увидели человеческое. Наверное, из-за этой фотографии имя Эйнштейна стало синонимом не просто гения, а гения-оригинала.

Так как все-таки получился этот снимок? Профессор Эйнштейн, надеявшийся тихо и мирно встретить свой 72-й день рождения, никак не мог выбраться из Принстонского Университета. Вдобавок, пресса не давала ему никакого покоя. Когда его в стотысячный раз попросили улыбнуться в камеру, он продемонстрировал фотографу язык почти до корня. Фото гения с высунутым языком мгновенно стало достоянием общественности и своего рода классикой, так что нобелевского лауреата помнят не только за его ум, но и за его личность.



"Атомный Дали", Филипп Хальцман, 1948

Филипп Хальцман наверное единственнный фотограф, который сделал себе имя, фотографируя людей в прыжке. Он утверждает, что именно в прыжке раскрывается истинная сущность снимаемых людей. Глядя на один из самых известных его снимков, "Атомного Дали", с ним трудно не согласиться.

Эта фотография -дань уважения атомной эпохе (начало ей положило открытие того, что вся материя находится во взвешенном состоянии) и сюрреалистическому шедевру Дали "Атомная Леда" (на снимке он располагается прямо за кошками, неоконченный, как и было на момент фотографии). Чтобы получить этот снимок потребовалось шесть часов, 28 прыжков и целая армия ассистентов, которые подбрасывали рассерженных кошек и вдогонку им выплескивали воду из ведер.

Прежде чем "Атомный Дали" стал таким, каким он нам известен, Хальцман отмел с десяток концепций снимка. Так, предполагалось вместо воды лить молоко, однако от идеи отказались, опасаясь, что зрители, еще не оправившиеся от лишений войны, плохо воспримут такое расточительное обращение с молоком. Еще предлагалось взорвать кошку, чтобы показать ее в более или менее атомно-взвешеннном состоянии, но это было бы, мягко говоря, расточительством по отношению к кошкам.

Идея и исполнение Хальцмана были эффектны и уникальны. Снимки знаменитостей в прыжке появлялись на обложке журнала Life, по меньшей мере, семь раз и открыли новую, экспериментально-дерзкую эру портретной фотографии.



Дмитрий Бальтерманц /1912-1990/: Горе, 1942

Думаю, что русскому читателю нет необходимости рассказывать об этой фотографии, ставшей символом горя и потерь нашего народа в Великой Отечественной войне. Отметим лишь, что это Керчь, где накануне высадки советского десанта фашисты расстреляли несколько тысяч мирных жителей. Бальтерманц долгое время не отбирал этот снимок для своих персональных выставок. В 1960-х годах известный итальянский фотограф Кайо Гарруба, приехавший в Москву, обнаружил в архиве Бальтерманца фотографию. Гарруба готовил выставку 'Что такое человек', совместно с Бальтерманцем он придумал название фотографии. Бальтерманц изменил фотографию, добавив облака с другой фотографии. Фотография была признана лучшей на выставке, получив несколько призов. В СССР снимок был показан только в 1975 году во время празднования 30-летия Победы (источник).



Мэтти Зиммерман: Мэрлин Монро в роли девушки из фильма 'Зуд седьмого года', 1954
'Зуд седьмого года' - американская кинокомедия 1955 года режиссёра Билли Уайлдера. Это самый известный фильм с Мэрилин Монро, в основном, благодаря сцене, когда поток воздуха из вентиляционной шахты метро поднимает ее юбку, и та порхает в воздухе. Том Юэлл играет книгоиздателя, женатого уже семь лет. Он остается на лето в Манхэттене, а его жена и сын уезжают на каникулы. В небольшом доме, на самом верху, есть небольшая квартирка, которая сдана веселой актрисе и рекламной модели (Монро). Она и становится объектом любовных приключений героя Юэлла (по большей части воображаемых). Этот классический снимок Мэрилин Монро был сделан при съёмках 'Зуда...' в полночь 9 сентября 1954 года на перекрестке Лексингтон авеню и 52-й улицы Нью-Йорка, в окружении примерно полуторатысячной толпы зевак, журналистов и фанатов, среди которых оказался и профессиональный фотограф Мэтти Зиммерман из Ассошиэйтед Пресс. Муж Монро Джо Ди Маджио (Joe DiMaggio) был свидетелем сцены и из-за бурного восторга толпы, адресуемого Монро пришёл в ярость от ревности. Как следствие в ту ночь между супругами вспыхнул жаркий спор и дело даже дошло до рукоприкладства - спустя три недели Мэрилин Монро подала на развод. Чувственная и соблазнительная, но с невинным видом, она стала одним из наиболее обожаемых секс-символов мира, чему немало поспособствовал именно этот портрет Зиммермана (источники 1, 2).



Леонард МакКомби /1930 г.р./: Портрет ковбоя их Техаса Клэренса Лонга (Мальборо-мэн), 1949

Это Клэренс Хейли Лонг (Clarence Hailey Long, Jr.), 39-летний ковбой техасского ранчо JA, в месте, которое сам он описывал как '320 000 акров ничего особенного.' Очевидцы описывали его как 'молчаливый человек, скромный и застенчивый, с загоревшим до цвета седла кожей лица, изъеденным непогодой, с лучиками морщин исходящих от бледно-голубых глаз.' Он носил 'шляпу Stetson, бандану вокруг шеи, кисет с табаком Bull Durham на желтом шнурке в кармане и был одет в синею джинсу, ткань его профессии '. Раз в неделю Лонг выбирался в магазин прикупить продуктов, побриться и выпить молочный коктейль. Быть может, он был бы непрочь сходить и в кино, если бы тогда существовали вестерны. Скручивая очередную 'козью ножку' Лонг говаривал: 'Если бы не мои лошади, то женщины были бы следующей лучшей штукой на этом свете'. Когда фоторепортаж Леонарда МакКомби о жизни Лонга на американском западе увидел свет, Лио Барнетта (Leo Burnett), заведующего рекламой компании Philip Morris, осенило. С 1924 года Philip Morris позиционировала свои сигареты Marlboro как сигареты исключительно для женщин и давно искала сильный рекламный ход для более успешного их продвижения на рынке. Образ ковбоя Лонга, основаный на фотоистории МакКомби способствовал взлёту Marlboro к вершинам мирового рынка сигарет и разошелся по всему свету как Marlboro-man (источник).

классика, искусство, двадцатый век, фото, война, ч/б, космос

Previous post Next post
Up