Дуглас Коупленд. "Мисс Вайоминг"

Jan 31, 2010 19:44



К Коупленду меня привело желание расширить кругозор и узнать, что читают "не такие, как я". Среди книг, выданных мне знакомой фоторедактором, был "Год в поисках Ва" Карин Мюллер, с удовольствием мною поглощенный, и Буковски, от которого меня спас Борис, к счастью первым отведавший жесткой эстетики "Историй обыкновенного безумия" и вовремя посоветовавший мне расширить кругозор с помощью Буковски попозже, не сейчас, когда я в восторге визжу от трогательных сцен в романтических мелодрамах. Третья книга задержалась у меня на полке нетронутой на несколько лет - "Мисс Вайоминг" Дугласа Коупленда. Она дождалась своего часа, когда я позволила себе "отпуск" от любимых биографий и проигнорированных в свое время обязательных пунктов из школьной программы.

Отпуск я дала себе короткий, поэтому старалась нахватать за это время побольше всякого такого, что изначально, иногда по незнанию, казалось мне, должно быть легким, развлекательным и необязательным: руки дошли до купленного на развале за 40 рублей Парсонса "Stories we could tell", за день проглотила, хотя это слово, пожалуй, неуместно по отношению к этой книге,  Коэльо "Вероника решает умереть", периодически прикладывалась к "Коллекционной вещи" Фишера - периодически, так как поняла, что потреблять это произведение я могу почему-то только в умеренных дозах, не более 3-4 глав в неделю - и в результате пока не дочитала, потому что книга куда-то подевалась...Обо всех них еще будет сказано в следующих постах.

А "Мисс Вайоминг" оказалась, в общем-то, тем самым, что я и искала. Я, можно сказать, в некоторой степени, трешефоб, и начиная книгу, как эта, переданная мне в одной стопке с Буковски, я всегда боюсь, что наткнусь на что-нибудь такое, чего не перенесет моя белокурая нервная система. "Мисс Вайоминг" я открывала настороженно.

Но открыла, начала читать, мгновенно втянулась и быстро прочла.

В двух словах. Роман с легким детективным оттенком и примесью "правды жизни" о голливудской киноиндустрии и американских детских конкурсах красоты - "особой субкультуре, такой заманчивой для непосвященных", как гласит аннотация. в главах чередуется прошлое и настоящее героев - не бог весть какой актрисы Сьюзен Колгейт, которую мать в детстве загоняла по конкурсам красоты, и режиссера-продюсера Джона Джонсона, пережившего сильный приступ (и его последствия) дауншифтинга.

В моей жизни книги делятся по географическому принципу. Книги, которые я читаю в метро. Книги, которые я читаю перед сном в постели. Книги, которые я читаю на кухне на выходных. И книги, которые я читаю в туалете.

Принцип такой.
В метро - что-нибудь интересное, длинное, но не тяжелое, с развитием сюжета, через всю книгу, чтобы хотелось вернуться к книге, даже если жуть как хочется спать утром или жуть как устала после работы.
В постели - что-нибудь очень мягкое, светлое, нежное, сказочное, чтобы и заснуть, и проснуться в хорошем настроении, а посередине - сладкие, цветные сны. "Гарри Поттер" отлично сгодится.
На светлой кухне на выходных я читаю что-нибудь более светлое, расслабляющее и интересное, чем то, что в метро, потому что выходные, но менее сказочное, чем перед сном, потому что для "перед сном" мне мало что годится и я "его" экономлю. Ну например, детективы Агаты Кристи.
В туалете я читаю то, что надо, но никак не могу себя заставить прочесть где бы то ни было еще, а в туалете, как известно, и инструкция по применению ароматизатора воздуха "Океан" - увлекательное чтиво.

"Мисс Вайоминг" - то, что надо для метро. Не хочу принижать достоинства Коупленда, как писателя, но это довольно простое, неплохое развлекательное чтение. И, честно говоря, как было замечено в одной рецензии на Коупленда, "ироническому уму рецензента не за что здесь зацепиться". Я ни в коей мере не рецензент, но и мой "ум" не нашел за что зацепиться, пожалуй, кроме метафор и сравнений, которыми автор "оросил, словно семена спринклером", (переврала цитату) весь роман. Цеплялась я за них почти в буквальном значении. Сравнения были действительно хороши, точны и выразительны, но казались какими-то специально старательно и искусственно выдуманными автором в процессе сосредоточенного сгрызания кончика карандаша и как-то вдруг резко выскакивали из размеренного, лишенного особой высокохудожественности повествования, словно...ну словно деревянная рукоятка у граблей, на которые вы только что случайно наступили.

Вот вам примеры коуплендовских сравнений и метафор, чтобы иметь представление:
"Зубы у Джона были большие и белые, как кукурузные зерна. Глаза - бледно-голубые, точно выцветшие на солнце талоны на парковку..."

«Память о ней исчезнет так же быстро, как порез от бумаги»

«Лицо ее было мокрым от слез, точно невыжатая губка для мытья посуды».

«Она увидела множество составленных из матери и дочки молекул - явление, характерное для конкурсов красоты…»

«Он чувствовал себя целым, но совершенно бесполезным, как шоколадный кролик, каких продают с 75-процентной скидкой через месяц после Пасхи. Он чувствовал себя зараженным, чувствовал в своей крови микроскопические вирусы одиночества, похожие на крохотные рыболовные крючки, которые только и ждут, чтобы подцепить кого-нибудь, кто рискнул бы вступить с ним в задушевный разговор.»

Естественно, я не стала бы уделять два с половиной часа своего времени, чтобы написать свое впечатление о книге, которую я считаю пустым местом, «дешевым бульварным романом», как говорится. Отнюдь. Просто если есть книги, которые могут нравиться или не нравиться, но их стоит прочесть «для галочки», «Мисс Вайоминг» не в их числе.

Мой вердикт: читать. Но... читать, если не хочется напрягаться, но в то же время, еще не тот возраст, чтобы опускаться до Донцовой или карманных бестселлеров идательства Arlequin , и не знаешь, за что бы вкусненькое взяться, а тут вот увидела у подружки на полке «Мисс Вайоминг». Берите с полки у подружки. Но, имхо, не покупайте.

Что ж, до новых встреч, современная литература. "Каникулы" закончились, на повестке дня - биография Лорки и Чехов.

моё, литература, прочитанное

Previous post Next post
Up