Израиль. Хоразин

May 06, 2010 22:04

Из лекций д-ра Видбина в Израиле, 14 марта 2004г.
Хоразин.  Национальный Парк.

Представление того, как проходила жизнь в рыбацких городках в этой местности.

7 этапов служения Иисуса:


1.                  Ожидание прихода Иисуса. Эта стадия  находится в книгах ветхого завета.

2.                  Рождение  и детство Христа. Вифлеем и Назарет. Описание в евангелиях от Матфея и Луки.

3.                  Начало служения Иисуса. Иисусу необходимо было подготовить учеников. Это происходило в Иудее. Это событие связано с крещением Иоанна крестителя. Говоря о крещении необходимо отметить что, то крещение, которое преподавал Иоанн, его понимание крещения отличалось крещения, описываемого Павлом.

4.                  Фаза отличия. Этап служения, где мы сейчас находимся. Когда мы думаем о служении Иисуса, то мы, прежде всего, думаем об этой фазе в его жизни. Иисус проходил прямо по тому месту, где мы сейчас находимся очень много раз, он очень хорошо знал все эти окрестности. Школа учеников, которая была расположена на расстоянии 3-4 миль отсюда. Это как раз фаза отличия и она проходила как раз на берегу Галилейского моря.

5.                  Выход (Исход).  Это стадия выпускного экзамена для учеников Иисуса.  В течении двух лет они учились у Своего Учителя, и теперь вопрос: научились ли они чему- нибудь?  Он целый месяц  проводит с ними в верхней Галилее, где влажно и место непригодное для жилья. Где они могли смешаться с языческим населением, и никто бы их не заметил. Это фаза выхода.

6.                  Завершение. В двух фазах в фазе выхода, но особенно в фазе завершения мы можем слышать, вот эти суровые изречения Иисуса.  Не только, суровые, но и трудные изречения, например, те, которые, относятся к предсказанию Его смерти. И ученики приходят в смущение более чем когда-либо до сих пор,  задаваясь вопросом:  кто такой Иисус?  И в чем состоит смысл Его служения. Фаза завершения продолжается в течение 6 месяцев и она проходит в районе Переи. Иисус проводит зиму, в месте, которое называется Ефрем иорданский. Когда мы будем с вами в Иерусалиме, все эти дни я проведу в том, чтобы говорить с вами о последних двух стадиях в жизни Иисуса, а именно: о стадии завершения и поношения и слава.

7.                  Поношение и слава.  Эти две фазы, завершение, и поношение и слава, они очень тесно связаны друг с другом.

Сегодня я с вами хочу говорить о двух фазах. Здесь мы будем говорить о фазе отличия, и после обеда мы будем говорить о фазе выхода.

Мы находимся в городе Хоразин. Иисус очень хорошо знал это место, Он часто упоминает его. Город который мы будем видеть здесь это тот город, который был восстановлен, из археологического слоя 2 и 3 столетий. Поэтому когда мы смотрим на вот эти постройки, мы видим то, что здесь находилось примерно в 200 году нашей эры.  Однако не огорчайтесь. Приятное есть в том, что он выглядел в 200 году нашей эры,  в точности  так же, как он выглядел и во времена Иисуса.

Когда мы говорим об иудейском городе, который имеет такое название, среднего размера иудейский город, то мы, прежде всего, обращаем внимание на три важные элемента города:


1.                 Производство оливкового масла. Оливковое масло это очень ценная и очень важная вещь для жителей этой местности, потому что это самый дорогой продукт, который они могут сами произвести. Кроме того, оливковое масло имело большое значение для религиозных ритуалов. Поэтому мы здесь будем искать, не найдем ли мы пресс для выдавливания оливкового масла?

2.                 Центральная синагога. Синагога на самом деле представляла собой смесь в функциональном смысле: с одной стороны это центр для поклонения  Богу, с другой стороны, это центр бизнеса и общественной жизни. Все что в городе происходило в смысле общественной жизни города, происходило всегда в синагоге. И вот римляне, они позволяли евреям собираться в синагогах,  и в этих собраниях заниматься бизнесом и другими вопросами. Синагога это греческое слово которое обозначает собрание. И вот как раз поэтому если вам необходимо было судиться с кем -либо вы отправлялись в синагогу. Если необходимо решать политические вопросы в рамках общины города, вы опять-таки идете в синагогу. Праздники всегда праздновались в синагоге. Если вы отправляете детей в школу, вы отправляете опять- таки в синагогу.  И конечно когда мы идем на богослужение, согласно семидневному циклу, богослужений,  то мы отправляемся в синагогу. И так как сегодня день Господень, и для нас это день поклонения Богу, то я приглашаю вас отправиться в синагогу.

3.                 И последнее, что хочу заметить: люди жили в своих жилищах, которые располагались  на территории города. И это не были какие-то отдельными стоящими домами для каждой семьи, но это скорее представляло собой многоквартирные дома, в каждом из которых жила родственная группа людей. И вот эти многоквартирные комплексы они, всегда располагались вокруг центральной площади, или как бы большого двора в городе. Я хочу сконцентрироваться на трех важных вещах, которые мы с вами рассмотрим:

А) производство оливкового масла.

Б)  провести богослужение в синагоге.

В) Хочу пригласить вас в многоквартирный дом, в котором живут родственники.


Осмотр жилого дома. Здесь находится много базальтовых камней, потому как здесь были вулканы, вы можете найти эти камни, они самые крепкие из всех которых вы можете найти на земле.  В отличие от того, что мы увидим в Капернауме, мы можем увидеть, что камни расположенные используются для крыши дома.  Когда люди строят крышу из такого крепкого камня,  т.е. крышу, которая будет держаться навеки, это означает, что город довольно таки хорошо развит. Однако есть одна проблема с тем, чтобы строить крыши из базальтового камня.  Базальтовый камень крепок надежен, но если он будет слишком длинным, он все равно может треснуть.  И так как некоторые жители этих домов богатые, вот эти базальтовые плиты они должны быть довольно длинными, длиннее, чем 6 футов, 2 фута - это примерно один метр. Эти плиты могут разломиться от своего собственного веса.  Чтобы этого не случилось необходимо, поставить посредине какую-то подпорку для них.

Но если вы решите подпереть такие плиты стеной, тогда вы не будете иметь достаточно света, для того, чтобы жить в такой комнате. И вот для того чтобы комната имела все-таки свет, чтобы крыша не трещала, для этого используется такая структура, которую вы видите перед собой.



Прежде всего, они выкладывают из базальтовых камней арку, и через нее очень хорошо проникает свет, и также устраивают в своих квартирах как бы решетчатые окна, которые позволяют свету свободно проникать в комнату.  Необходимо учесть природу строительного материала, из которого они строят дом. Есть особый технический термин, который обозначает как раз такое устройство, когда в доме есть такая большая арка и потом решетчатые каменные окна (не разобрал при расшифровке записи, - сорри)






Баптистерий, или Миква. По-еврейски звучит: «МИКВА»



Функционально он предназначен для того, чтобы люди могли очистить себя перед тем, как они пойдут поклоняться Богу в синагогу. В иудейской традиции, и точно также это было  в крещении, которым крестил Иоанн Креститель, вам не нужен был какой-нибудь проповедник или пастор, который бы вас крестил. Вы крестите сами себя. Вы спускаетесь по 7-ми ступенькам вниз, которые ведут вас к бассейну, а потом выходите с противоположной стороны, поднимаясь по 7-ми ступенькам. Но теперь вы уже в ином состоянии, нежели, когда вы спускались. И, это не единичное действие, но регулярное действие, совершаемое каждый раз перед тем, как вы идете поклоняться Богу, перед тем как вы собираетесь взять в руки свиток Писания. Помните вопрос из 23 Псалма, - Кто может пребывать на горе Божией? - Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто. А это требовало, в первую очередь, регулярных омовений. Есть два правила, относящегося к иудейскому погружению:

1.  Оно не совершается в теплой воде, что не сопровождается  приятными переживаниями;

2.  Вода должна быть живой, т.е. проточной, а не стоящей. Т.е. резервуар заполнялся не принесенной водой.

Вы видите сейчас, что баптистерий накрыт сверху базальтовыми плитами, - для того, чтобы вода не зацвела, а подольше сохранялась. Вода в этот бассейн попадает, протекая из резервуара, расположенного неподалеку, под решеткой. Этот резервуар собирает, например дождевую воду, откуда естественным путем перетекает в баптистерий.

Первые христиане именно таким образом воспринимали крещение. Тысячи людей в день пятидесятницы крестили самих себя в подобных баптистериях.

Производство оливкового масла. Перед нами каменные орудия для выжимания оливкового масла.




Канавка, устроена по периметру пресса таким образом, чтобы выдавливаемое масло не растекалось беспорядочно, а было собрано в одном месте. Вначале оливки измельчались, затем собирались в пористый мешок, и, потом, сложив несколько  мешков один на другой, укладываете стопу посредине этого круга. Место, на котором производилось выдавливание масла, называется, по-еврейски, - Гет (геф) а, слово, обозначающее масло, - ШЕМЕН. Так что, масло, произведенное таким путем, и называлось ГЕТШЕМЕН. В Иерусалиме, поэтому, оливковый сад носит название ГЕФСИМАНИЯ. В центре этого сада стоял оливковый пресс. Идея процесса, - вы получаете ценный продукт в результате сильного давления. Вы складываете один на другой мешки в центре круга, а поверх устанавливаете верхний камень.


Потом, сверху, прокладывается длинный брус, защемленный с одной стороны. И нагружаете тяжелым камнем другую сторону бруса. В течение 1-2 дней происходит медленный процесс первичной выжимки, масло которого собирается в сосуды, расположенные у лотков нижнего камня. Этот ме-е-е-едленный процесс выдавливания масла, в Евангелиях соотнесен к страданиям Иисуса в Гефсимании. Особенно это проявилось  во время душевных терзаний и молитвы, когда пот, как капли крови падал на камни сада. Необыкновенное давление, которое переживал Иисус, приводило к кровавому поту.

Это масло первичной выжимки является самым ценным, чистым и используется для ритуальных целей. Это концепция того, - что самое первое, лучшее, - принадлежит Богу. Это масло использовалось для помазания, для наполнения светильников храма. Еще в этой культуре, рождающиеся в семье дети, подвергались специальному ритуалу-посвящению, проводимому на 8-й день после рождения. Т.е. после рождения ребенка вы в течение недели размышляете о том принятии ребенка в семью. Это не просто биологическое расширение семьи, - это ритуал усыновления, придание особого статуса рожденному. Родители тщательно продумывают свое посвящение детям. Если же они не готовы посвятить себя этому ребенку, - они ребенка могут где-то оставить на поле.  Но, если ребенок принимается в семью, то это делается путем церемонии посвящения. При этом, самое первое, что вы делаете, - помазываете ребенка этим первым девственным маслом.  Оно безопасно для нежной кожи ребенка, одновременно являясь для него антисептиком. Это являлось символом защиты для моего ребенка. Помазывая своего ребенка елеем, я, как бы говорю: я готов сделать все от меня зависимое, чтобы защищать и оберегать своего ребенка. Поэтому, когда помазывались цари и первосвященники, - они становились, как бы сыновьями Бога, получая новый статус, а Бог, становясь Отцом помазываемого, был ответственным за безопасность Своего сына. Примерно полтора года назад, путешествуя по пустыне, наблюдал церемонию помазания ребенка в семье бедуинов. После помазания елеем, патриарх семейства торжественно провозгласил: - Ты моя дочь, - я сегодня рождаю тебя. Такие же слова, которые мы находим во втором псалме. Господь сказал мне: Ты - Сын мой, я ныне родил тебя. Когда Иисус в Писании назван Единородным, - это значит, что Он не только биологически, но и, что не менее важно, - юридически принят Отцом. Это объясняло, что Сам Бог становится покровителем и защитником Сына. И, когда, Иисус возопил: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил  меня, - относились именно к этим юридическим гарантиям безопасности. В этом крике вопрос: почему .Ты меня выталкиваешь из семьи. Я считал, что Ты будешь защищать меня до конца… Можете представить, каково было слышать Отцу вопль Своего Сына.

Павел также говорит о нашем усыновлении и сонаследниками Христу. И вся эта идея связана с этим масличным прессом.

Через два дня на брус устанавливался дополнительный груз. В результате получали вторичное масло, - для домашнего употребления, затем еще, - которое уже использовалось лампад. Последнее, четвертой выжимки, масло было низкого качества, поскольку  включало в себя частицы оливок, и было похоже на мыло (сало?) для светильников (свечей?).

Синагога.






(Отсутствие записей, - диктофон не был включен на запись)





Профессор читал эту лекцию, сидя на каменном седалище Моисея.


Это пока единственное найденное седалище. Восседать на нем мог только старец, с седой бородой.


За спиной седалища, в стене располагалось хранилище для свитков Писания.




Рассказывал о порядке проведения собраний в синагогах.





Жилой дом в Хоразине.
Мы находимся в многоквартирном доме, в котором приблизительно расположено 42 комнаты.



И смысл такого большого дома состоит в том, что здесь размещалась одна большая семья, целое родство.



И, каждая семья в этом родстве имеет отдельную часть в этом доме



и, кроме того, есть две общие зоны, предназначенные для общего пользования. Одна из них - это комната для гостей, гостиная. Она находится где-то там, наверху, и может называться горницей. Вторая общая территория, - это двор.



Несмотря на огромность этого дома, планировка дома идентична той, которую мы рассматривали вчера в Мегиддо.

Я хочу вам рассказать о порядке проведения свадеб.  Как правило, все свадьбы начинались  с

весеннего ритуала, называемого фестивалем цветения, во время которого все молодые девушки, достигшие 13-летнего возраста, выходят на городские улицы, где водят хороводы и танцы. На еврейском языке этот возраст называют «БАТУЛА», что означает девушка, девственница. Это означает возраст готовности для вступления в брак. Так что уже сам танец на улице можно рассматривать как вызов. Парни также приходят на эти гуляния, но наблюдают они за танцующими, как бы невзначай. Глазеть в упор было неприличным. Праздник цветения часто  упоминается в Библии. Напр. Быт. 34,1 и далее. Праздник цветения преследовал цель установления знакомств. Если парню понравилась какая-либо девушка, вы не могли подойти к ней, чтобы заговорить напрямую. Вашим первым шагом к знакомству являлся визит к ее отцу, во время которого, вы спрашиваете у ее отца разрешения поговорить с его дочерью. Разговор с отцом мог выглядеть примерно так:

- Я вчера видел вашу дочь на празднике цветения, и уверен, что у нее не будет никаких проблем выйти замуж за хорошего человека. При этом вы лично еще не вовлечены в сделку, а продолжаете: Я даже уверен, что тот, который захотел бы жениться на вашей дочери, без проблем бы смог заплатить за нее триста верблюдов. А названное число (сумма) означает, на самом деле, то число, которое вы действительно намерены за нее отдать. Но, кроме, этого это число должно быть адекватно глубине ваших чувств  к этой девушке. Вы не можете оскорбить девушку слишком низкой ценой.

Это еще не брачный контракт, но ее отец может ответить вам что-то вроде, -  Да, интересно, а как насчет того, чтобы ты зашел как-нибудь ко мне, и мы зарежем ягненка.

Это как раз момент первого знакомства молодых, проходящий под надзором родных невесты. Если встреча была пристойной, и молодые друг другу понравились, то в следующую встречу им могут позволить быть наедине. Все это расценивается как серьезный шаг, после чего жених наносит визит к ее отцу, во время которого они договариваются и о выкупе, уплачиваемом женихом и о приданном, которое должны дать родители невесты.  Если все идет хорошо, происходит церемония обручения. Это еще не венчание, но уже формальный контракт. Пара приходит к отцу жениха. В качестве свидетелей собираются родственники с обеих сторон. Потенциальный жених держит речь, в которой он:

1.  Обещает предоставить место проживания для будущей семьи. И в этой культуре он говорит, что мой отец имеет большой дом, где много жилищ. И я пойду и приготовлю место для тебя.

2.  А когда я приготовлю, - приду за тобой, чтобы ты была, где я, - что означает: я женюсь на тебе.

Это очень близко к тому, что сказал Иисус в Ин.14 гл., цитируя слова из свадебного обряда.

И, когда эта церемония обручения заканчивается, у нее появляется новый титул: куплена дорогой ценой, что означает: больше не появляйся на фестивале цветения. Потму что цена за невесту уже оговорена, и она принадлежит своему жениху. Павел именно об этом говорит в контексте церкви: вы куплены дорогой ценой.

Время между обручением и венчанием могло продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. В этом же состоянии находились Иосиф и Мария. Они были обручены. И, вдруг, оказывается, что Мария в положении.

В Ин.14, Христос не говорит о городе с золотыми улицами, но о многоквартирном доме, где мы будем жить вместе. А сейчас мы куплены дорогою ценою.


Свадьба происходит в этом же доме жениха. Невесту уводят в комнату, приготовленную женихом, а потом кто-то восклицает: а где же невеста? На что жених отвечает: пойдемте, я покажу, где она. Далее, жених с гостями приходит к комнате и стучась в дверь говорит: кто откроет дверь к тому войду и буду вечерять с ним. В ответ, невеста спрашивает: а что же за выкуп ты готов отдать за меня. И тут жених в присутствии всех гостей называет цену: 300 верблюдов. Гости, понятное дело, ах-ают. Жених продолжает, стучась, уговаривает невесту открыть…-  П. Песн. 6 гл. и др.

Израиль

Previous post Next post
Up