Существует в интернете интересный проект
"Прожито", который занимается оцифровкой эго-документов (дневников, писем, рукописей, воспоминаний и пр.).
А так как сегодня день, когда вышел известный
указ Президиума Верховного Совета СССР о введении погонов, решил через поиск найти записи современников об этом событии.
Очень интересно было читать - весь спектр эмоций: от восторгов до полного неприятия.
Даннил Фибих. Слышал, что для гвардейцев вводятся погоны и новая форма. Итак, «погон российский» ровно через четверть века вновь возрождается. Неужели, это так нужно?
Усиленные слухи о введении погон для комсостава. Для поднятия авторитета командиров. Двадцать пять лет назад революция срывала погоны с офицеров. Теперь она сама возлагает на плечи офицеров погоны. Круг завершен.
Всеволод Иванов. Говорят, введут погоны и звания офицера. Как странно! И звание это, - опошленное всей российской литературой, и эти ненужные кусочки сукна на плечах, уже стали через 25 лет романтическими.
Павел Коваленко. До 15 февраля надеваем погоны с их путеводными звездочками. Для старых ветеранов это большое событие. Армия получает атрибуты, освященные веками, овеянные битвами, сражениями.
Яков Духин. 10.2.43 г. С сегодняшнего дня Ленинград переходит на ношение погонов. Нас построили поздравили и вручили их. Пол-ночи мы сидели пришивали срывали и вновь нашивали. Как в день выпуска с училища друг у друга спрашиваем: «Ну как! Ничего?». Получается оно действительно недурно. Только на многих затрапезных шинелях они весьма бледно лежат. В том числе и на моей. Да не беда! После войны форма будет блестеть.
Фёдор Дворянов - "6 января 1943. Для командного состава Красной Армии введены новые знаки различия - погоны. Когда-то это казалось бы немыслимым, страшным. В нас старательно воспитывали ненависть к погонам. А сейчас ввели их и никого не удивило, никому не только не страшно, но и не странно. Все-таки и эта деталь повышает авторитет командира. Правильно. Еще бы одеть наших офицеров поизящнее. Но об этом уже придется думать после войны".
Ирина Дунаевская "7 января 1943. Сегодня пришел указ о введении в армии новых знаков различия: вместо эмалевых треугольников, «кубарей» и «шпал» на петлицах гимнастерок и шинелей (т. е. на уголках воротника). Погоны, как при царе, на погонах у рядового состава - «лычки», а у комсостава (извините, у офицеров) - просветы и звезды (конечно, пятиконечные!): у среднего комсостава (мл. л-нт, л-нт, ст. л-нт, капитан) - один просвет и соответственно от 1 до 4 звездочек; у ст. комсостава (майор, подполковник, полковник) - два просвета и соответственно от 1 до 3 звезд побольше; у генералитета (ген -майор, ген. л-нт, ген -полк) - без просвета и соответственно от 1 до 3 больших звезд; у маршала - одна очень большая звезда (ну, это у нас на передовой не актуально! Кто этих маршалов на фронте видал?! Я - только раз, Ворошилова)".
Даниил Фибих "9 января. Указ о введении погон. Только и разговоров, что о кантах, просветах, звездочках. Уже появляются выражения «офицерская честь», «честь мундира». После войны будет всеобщее увлечение военщиной".
Дмитрий Жигунов "Вышел Указ президиума Верховного Совета СССР об изменении формы одежды и знаков различия всего личного состава Красной Армии.
Образцы новых знаков различия - погон, видел в сегодняшней газете, они такие же, как были и раньше в царской армии, вот формы одежды, ещё образца нет.
Значит скоро мы «Товарищи офицера» обязательное ношение сабли и шпор - вот наконец наш командир - приобретает вид".
Владимир Чивилихин " Марусин госпиталь эвакуируется назад, на запад, так как наши наступают. У нас в армии ввели погоны и мундиры, как в старой армии. Не дай бог, чтобы и кокарды, и эполеты, и аксельбанты всякие ввели."
Иван Кузнецов "Завтра, 1 февраля, нужно переходить на новую форму - погоны, а их еще нет, когда будут неизвестно."
Лазарь Бронтман "1 февраля. Сегодня первый день ношения погонов. Москвичи ходят и засматривают, офицеры - горды. За Мержановым на улице бежали ребятишки и кричали «дядя, почему без погон» (у него - две шпалы)."
Виктор Житомирский "1 февраля. Сейчас прослушал сообщение о ликвидации немецких войск под Сталинградом. Взято 16 генералов. Это крупное поражение немцев. За эту войну они впервые сдаются такой группой генералов. На днях, очевидно, надену погоны. Довольно непривычно смотреть на наших командиров в погонах"
Леонид Фиалковский "3 февраля. Уже поздно вечером из бригадного склада старшина Николаев привез несколько десятков новых полушубков и погоны. Ввели погоны для наших войск. Погоны! Непривычное понятие, ассоциируется с царской армией и вдруг нам, командирам и красноармейцам Советской Армии, - погоны. Не укладывается."
Евгений Лансере "3 февраля. Со вчерашнего дня на улицах появились погоны, от кот[орых] уже все мы так отвыкли. Непонятно, отчего их ввели такие же, как раньше: грубоватые, большие, золотые, нечто от елки."
Нина Захарьева "7 февраля. Иду, а навстречу военный с погонами. Даже вздрогнула: «Беляк!» И тут же сообразила - свой. Но впечатление о «беляке», разгуливающем по Большому среди бела дня, не проходило."
Ирина Дунаевская "7 февраля. Завтра нам должны выдать погоны. На них будут знаки различия в виде звезд и просветов. На фронте погоны «полевые», зеленого цвета, а в тылу будут золотые и серебряные, в зависимости от «службы». До сих пор знаки различия были на петлицах воротников".
Владимир Бастаков "14 февраля. Казалось, всё было готово по намеченному плану. Командиры еще и еще раз проверяли готовность своих подразделений. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР в Красной Армии вводились погоны. Все подразделения накануне боя получили погоны и за ночь должны подогнать и одеть их, чтобы итти в наступление в погонах."
Даниил Фибих "15 февраля. Вчера вечером некоторые из товарищей получили, наконец, погоны. Произошло это буднично - просто Карлов вызвал их к себе и вручил. Вообще, переход армии к погонам смазан. На три четверти эта реформа теряет свой смысл и значение. Разумнее было бы приурочить это к 1 Мая, к выдаче нового летнего обмундирования, или хотя бы к 25-летней годовщине Красной армии. Ненужная суетливость и спешка.
Губарев и Эпштейн целый вечер мучились пришивкой погонов к гимнастеркам. А надев их - сразу превратились в деникинцев.
Цитрон убит, говорит с дрожью в голосе. Полагающиеся ему (так же, как и мне) интендантские погоны, во-первых, еще не получены, а, во-вторых, имеют довольно невзрачный вид. Человек, действительно, переживает. Детское тщеславие этого плута поистине трогательно.
Вообще, погоны вызывают в армии чисто ребяческое любопытство. Новые цацки! Недоумевают лишь старые солдаты:
- В семнадцатом году мы срывали с офицеров, а теперь надеваем? "
Всеволод Вишневский "22 февраля. В 24.00 офицеры надели погоны. Опыта еще нет - у многих они торчат шире плеч, некрасиво. Надо все переделать, подогнать. Еще нет нужного вида, но это придет в ближайшее время. Наши флотские погоны, как и встарь, хороши: черное с золотом".
Электрон Приклонский " 23 февраля. Среди ночи - подъем по тревоге. Привычно разобравшись по взводам и выстроившись в две шеренги вдоль нар, мы выслушиваем приказ о переходе на новую форму одежды и новые знаки различия. Затем командиры учебных отделений получили у старшин погоны, пуговицы и лычки (кому они положены) и раздали сладко позевывающим курсантам. Времени для приведения себя в надлежащий вид оставалось часа три, и мы торопливо принялись за дело. Никто из нас понятия не имел, как прикреплять погоны правильно, и поэтому каждый действовал по своему разумению.
За полчаса до подъема нас построили в две шеренги на «прешпекте», и первой шеренге было приказано сделать два шага вперед (отодвинуть ее подальше мешала пирамида с оружием). Начался осмотр. В шеренге, что осталась на месте, послышалось перешептывание, легкие смешки, которые переросли в неуставной хохот. Покатывались курсанты, растерянно хмурились старшины. Улыбались командиры взводов, смеялись глаза безрукого командира роты, который не мог, конечно, не присутствовать в этот ответственный момент «перевоплощения» своих воспитанников. Все наши командиры уже в новых мундирах и с новыми знаками различия - не то чтобы неузнаваемые, но какие-то непривычные на вид. Затем первая шеренга по команде сделала кругом и тоже неудержимо захохотала.
И было отчего. У подавляющего большинства курсантов второй шеренги погоны были пришиты весьма разнообразно: у одного они, лихо изогнувшись, налезли на ворот шинели, у другого сползли с плеча чуть не на треть, у третьего оказались почти на лопатках, у четвертого сдвинулись на грудь, у пятого один погон спереди, второй сзади. Имелись и другие варианты. В результате вся рота, за малым исключением, снова уселась за шитье. На этот раз мы уже под присмотром младших командиров и самих офицеров (так отныне именуется средний и старший комсостав) семь раз примеряли друг на друге, отмечая карандашом, а потом только пришивали. Одним словом, к завтраку (даже зарядка в батальоне была сегодня отменена) мы предстали друг перед другом в «новой форме», то есть при черных бархатных погонах с широким серебряным кантом и маленькими латунными эмблемами танка."
Дмитрий Жигунов "3 марта. Интересно отметить следующее, с ведением погон, предъявленные требования такие же, как и в царской армии, а посмотреть на что эти погоны пришиваются, как пришивается и качество погон - то получается анекдоты, идёшь в погонах, топорных, неровных каких-то кривых и если нарочно их криво шить, так не сумел бы я, а вот нашлись такие «мастера», шинели и остальное обмундирование прежнее, погоны не пригнаны, у кого большие или маленькие кое-как пришитые, топорщится, а так как их выдали только по одной паре, то старые знаки различия на гимнастерке торчат как насмешка и конечно вид прямо скажем непривлекательный, смешно и стыдно и никто за этим не смотрит, безобразия - хуже не придумаешь, у нас всегда так - хорошее и красивое дело, всегда испортят и испоганят, руки бы поломал виновником нашего позорного вида, я ждал что это будет красивое внушительно, оно так и получилось бы, если бы ни но, да и но очень легко преодолеть, да некому этим заняться."
Евгений Лансере "9 марта. После появления золотых погон лица офицеров стали мне и Оле казаться красивее, интеллигентнее. Говорят, уже Калинин обращается, раздавая ордена: «Т[оварищи] офицеры»."
Борис Сурис "10 марта. Наши нацепляют погоны, в штабе вызвездило, аж глазам больно. Кое на ком погоны сидят как ермолка на свинье, но вообще зрелище внушительное и солидное."
Петр Дунаев "10 марта. Сегодня примерял свои погоны. Красивы, окаянные!"
Александр Болдырев "17 марта. Огорчают очень погоны. Редко, редко у кого нашиты они ладно. А почти всегда - вкривь и вкось, стоят каким-то торчком или вылезают на палец за плечи. Может быть у меня будут лучше?!"
Петр Дунаев "18 марта. А с погонами и вправду красиво! Вчера, когда наша рота топала в 2 часа с обеда, какой-то седой дед, стоявший в сторонке, аж разинул от восхищения беззубый рот. Указывая палкой на наши голубые с серебром плечи, он зачарованно шамкал:
- Любо посмотреть на людей! Хорошо!"
Адольф Павленко "25 марта. Мы теперь в погонах! Говорят, мне очень идут, даже командир взвода это заметил. Не узнать теперь нашего брата солдата! Подтянутые, аккуратные. Как будто вовсе не мы под Воронежем зашивали истлевшие от пота гимнастерки."
Олег Овсянников "29 марта. У лейтенанта Борисова плохое настроение. Ему приказали привести в соответствие свою форму одежды.
Погоны он подшил еще два дня назад, когда стояли в тупике, а петлицы спарывать не желает. Оно и понятно, они у него новенькие. Погоны тоже красивые. С красной полосой и двумя звездочками. Но погоны со звездами и петлицы с кубарями одновременно носить нельзя. Лейтенант Борисов в нарушение устава носил их двое суток."
Даниил Фибих "15 мая. Вчера получил летнюю гимнастерку - давал ее перешить. Впервые надел погоны. Странно и непривычно."