Jul 02, 2015 18:59
В последнее время в боевых действиях на территории "ядра" ИГ наблюдается своеобразный дисбаланс - идет медленное выдавливание боевиков из иракской части ИГ (хотя пока что необратимым его назвать нельзя) и активизации в сирийской части. После неудачного похода из Рамади на Багдад 17 июня, на иракском фронте установилос относительное затишье. Сегодня командующий шиитским ополчением Ирака Ахмад аль-Асади заявил о практически полном завершении освобождения города Байджи к северу от Тикрита - фактически последнего крупного населенного пункта перед Мосулом. Правда, боевики окопались к северу и западу от города, и продолжают наносить удары по правительственным войскам и ополченцам. Также недавно курды и правительственные войска отбили нападение боевиков ИГ на свой лагерь в районе города Таль Афар в 70 км к западу от Мосула. Происходит постепенный охват Мосула с юга и запада, но до штурма самого мегаполиса еще очень далеко.
В то же время в Сирии исламисты ведут особенно активные боевые действия, а их планы свидетельствуют о переносе внимания и ресурсов на этот ТВД как минимум на краткосрочную перспективу. Так, к северу от Алеппо с территории Турции подходят подкрепления боевикам, заключено перемирие между ИГ и "Джайш аль-Фатх", перебрасываются боевики из провинции Идлиб. Согласно основной версии, ИГ готовится окончательно завладеть Алеппо и выбить из города и из провинции правительственные войска. Нельзя исключать и другой вариант - возможно, создается новая группировка, в задачу которой входит нанесение удара по Кобани с запада, в то время как город итак находится под угрозой с северного, турецкого направления. Генеральный штурм укрепленных районов Алеппо все-таки сопряжен с серьезными рисками для боевиков, невозможно в принципе предполагать его успешный итог. Одновременно продолжаются кровопролитные бои за другой курдский город на севере Сирии, недавно занятый ополчением - Таль Абъяд. Идут бои и в крайнем восточном пункте курдов - Хасеке, где также действует гарнизон Сирийской арабской армии. В отличие от Алеппо, Кобани, хоть и укреплен, но не является мегаполисом, и взятие его не несет такие риски. Тем самым ИГ решит для себя вопрос отвлечения сил Курдского ополчения от боев на южном направлении - в районе Айн-Исса.
Как скажется отвод частей исламистов из Идлиба - пока сложно сказать. На подступах к городу с запада и севера продвигаются САА с подразделениями КСИР и шиитскими добровольцами. Но продвижению препятствует горно-лесистая местность, поэтому боевики могут позволить себе численное уменьшение своей группировки здесь. К примеру - в Калямуне выдавливание боевиков идет хоть с успехом, но уже два года. А там не такая уж большая группировка, все дело также в горной местности и "зеленке".
После срыва операции объединенных сил исламистов "Южная буря" в провинциях Дераа и Сувейда частями ВВС САР, боевики взяли паузу для перегруппировки и готовятся вновь нанести удар. Не исключена попытка их наступления в северо-западном направлении от Дераа - к юго-западным пригородам Дамаска либо для соединения с группировкой в Калямуне.
Продолжаются атаки боевиков в провинциях Хомс и Хама.
Такой дисбаланс связан, видимо, с необходимостью концентрации ресурсов ИГ и объясняется наступлением курдов на Ракку. Если западно-сирийское направление ИГ вынуждено ослабить, то на иракское у них сил еще меньше. С другой стороны, катастрофичных потерь в Ираке исламисты также не несут - на освобождение Тикрита и Байджи у иракских военных и шиитского ополчения со специалистами КСИР ушли месяцы, что уж говорить о длительности штурма более крупных Мосула, Рамади и Фаллуджи?
Ракка,
Дераа,
Кобани,
ИГ,
Сирия,
ИГИЛ,
Алеппо,
Рамади,
Идлиб,
Мосул