N-1 Norge в полете
14 мая 1926 года жители крошечного поселка Теллер, на самом западе Аляски услышали в небе звук моторов, а потом увидели приближающейся неведомый летающий объект сигарообразной формы, вскоре приземлившийся почти на берегу Берингового пролива.
Так, завершилось первое пересечение Арктики из Европы в Северную Америку по воздуху, а неведомый летающий объект был полужесткий дирижабль "Норвегия" (в девичестве N-1), созданный итальянским военным инженером Умберто Нобиле (1885-1978) еще в 1923 году.
Нобиле стал первым, кому удалось довести весьма редкую полужесткую конструкцию дирижабля до практического применения, хотя он и не был пионером данных схем. Полужесткая схема дирижабля подразумевает крепление оболочки для газа, гондолы и, возможно, двигателей к каркасу ферменного типа, в отличии от жесткой конструкции, где оболочка для газа находится внутри жесткого каркаса и мягкой, в которой гондола с двигателями крепится непосредственно к оболочке.
В 1920 году Нобиле строит полужесткий дирижабль Roma с объемом газа в 33 тыс. куб. м, бывший на тот момент крупнейшим из когда либо построенных дирижаблей ("классические" германские "цеппелины" времен Первой Мировой войны и первых послевоенных лет имели объем до 22 000 "кубов"), на следующий год "Рим" был продан в США, но всего через три месяца потерпел катастрофу. Нобиле не сдался и построил N-1 - дирижабль той же конструкции, но в полтора раза меньше (19 000 куб.м), менее тяговооруженный (3 двигателя "Майбах" мощностью в 260 л.с. каждый против 6 400-сильных Liberty у Roma), однако, с куда лучшей аэродинамикой, что давало снижении скорости всего на 13 км/ч (115 против 128). После трех лет эксплуатации итальянскими ВВС поступило предложение от американского промышленника и путешественника Линкольна Элсуорта (1880-1951), который предполагал перелететь из Шпицбергена в Америку на дирижабле. Во главе экспедиции он хотел поставить норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена (1872-1928), с которым за год до того совершил попытку долететь до Северного Полюса на самолетах (неудачную).
"Норвегия" стартует к Северному Полюсу
N-1 был переименован в Norge ("Норвегию") и 10 апреля 1926 года с международным экипажем из 16 человек вылетел из Рима в Пулхэм (Англия), затем, с остановками в пригороде Осло Эксберге, Гатчине под Ленинградом и норвежском городе Вексбе, он 7 мая прибыл на Шпитцберген. Через 2 дня американцы Ричард Бёрд и Флойд Беннет совершили полет к Северному Полюсу на трехмоторном самолете "Фоккер". В то время было объявлено, что американцы впервые достигли Полюса по воздуху, но вскоре начали возникать все более обоснованные сомнения. Однако, члены экспедиции на "Норге" не были расстроены, ибо у них были более амбициозные планы. 11 мая 1926 года дирижабль стартовал и через 28 часов 40 минут был над Северным Полюсом. С высоты в 600 метров на лед Элсуортом были сброшены норвежский и американский флаги, а Нобиле итальянский (это вызвало скандал, так как этот флаг оказался значительно крупнее остальных двух. 2,5 часа "Норге" кружил над, чего уж греха таить, никем ранее не достигнутой точкой Земли (Пири точно на нем не был, а Кук.. ну может быть, конечно, но до сих пор это точно не установлено, про Берда же с Флойдом я написал выше) и полетел в сторону городка Ном на Аляске, но не долетел и приземлился в Теллер, при посадке дирижабль был поврежден и был впоследствии разобран для транспортировки в Италию.
Через два года Нобиле вернется в Арктику на специально построенном для длительных автономных полетов дирижабле N-1 ("Италия"). В отличии от по большому счету спортивного полета на "Норвегии", "Италия" строилась для длительных научных экспедиций над Северным Ледовитым океаном. В первом рейсе были достигнуты берега Земли Франца-Иосифа, затем Северной, а после и Новой земель. Во время второго велась съемка северных берегов Шпитцбергена, а в третьем снова достигнут Северный Полюс. На обратном пути "Италия" 25 мая 1928 года потерпела катастрофу. В спасении экспедиции принимал участи и вдрызг разругавшийся после полета на "Норвегии" Амундсен, самолет которого - летающая лодка Latam 47 исчезла 18 июня 1928 года со всем экипажем.
Нобиле после спасения был обвинен командованием Regio Aeronavtica во всех смертных грехах, лишен воинского звания генерал-майор, уволен из ВВС без содержания и уехал в СССР, где в 1931 году сначала участвовал в экспедиции на ледоколе "Малыгин", а на следующий год возглавил советскую программу по строительству дирижаблей под которую в окрестностях Москвы был построен целый город Дирижаблестрой, ныне Долгопрудный. Программа продолжалась до 1937 года и пиком ее стало строительство полужесткого дирижабля СССР В-6 - практически копии "Норвегии". Дирижабль погиб в Карелии во время полета на дрейфующую льдину с полярной экспедицией СП-1. Нобиле перебрался в США, где в 1941 отказался от американского гражданства и вскоре после объявления Италии США войны вернулся домой, но вскоре перебрался в Испанию где и находился до конца войны. После окончания войны Нобиле снова вернулся на Родину, новое командование ВВС не только вернуло ему бывшее воинское звание генерал-майор, но и повысило в должности до генерал-лейтенанта и выплатило ему все жалование за последние 17 лет. Вскоре Нобиле по списку Компартии был избран в Парламент Италии и принял деятельное участие в создании новой конституции Италии 1948 года. В 1978 году в Италии, Норвегии и СССР широко отмечались полувековые годовщины экспедиции на "Норге" и спасения "Италии", в связи с чем Нобиле прибыл в СССР. И вот именно тогда я, только что окончивший 2й класс и видел его живьем по телевизору. Вы представляете, что такое 50 лет для 9-летнего мальчишки (конечно, уже знавшего эту историю !). Спустя 2 месяца Нобиле умер. Ему было 93 года.
Не менее приключенческое будущее ждало в 1930х и Линкольна Элсуорта. В 1932-39 он руководил четырьме снаряженными на собственные деньги экспедициями в Антарктиду, в 1935 году совершив фантастический трансарктический перелет на скоростном моноплане Northrop Gamma. История этого полета настолько невероятна, что требует отдельного поста. Достаточно сказать, что перелет начался 23 ноября 1935 года, а закончился 16 января 1936го.. Ну как закончился...
Самолет Элсуорта Northrop 2B Gamma в Смитсониановском музее Вашингтона.
"Гамма" стала первым одномоторным пассажирским авиалайнером, выпущенном в значительном по тем временам (60 штук) количестве экземпляров.
Я, жив буду,
подробнее расскажу о той экспедиции в ноябре. Мне реально непонятно только почему история американских антарктических экспедиций 1930х, возглавлявшихся Элсуортом и Бёрдом (ага, тем самым) до сих пор не вдохновила ни одного голливудского продюссера на создания целой франшизы байопиков.
Вероятно, проблема в том, что в них участвовали только а.) мужчины, б.) белые мужчины, в.) белые мужчины англо-саксы и г.) вроде как ни один из них не был ни педерастом, ни лесбиянкой, ни трансгендером. Хотя тема трансгендера на антарктической станции была бы нереально острой.