Почти гром в ясном небе. Рубеж 300 миль в час

Mar 09, 2023 14:14



Curtiss P-36 Hawker в экспозиции Национального Музея Авиации США
Именно такая расцветка была у "хаукеров", вступивших в бой с японскими истребителями над Оаху 7 декабря 1941 года

Исторически так сложилось в последние лет 60, что историю авиацию Второй Мировой рядовой отечественный любитель истории воспринимает как противостояние немецкой и советской авиашкол с где то сбоку прислонившимися к ним "спитфайром" и "девуатином" и обязательным восхвалением Вилли Мессершмитта. Такая упрощеная картина мира возникла в Советском Союзе примерно в середине 1960х, после демонстрации хоть и временного, но очевидного превосходства советской науки и техники над американскими по результатам первых лет "Космической Гонки", а также Карибского Кризиса. Кроме того, рождение традиции массовых празднований очередных годовщин победы на Гитлеровской Германии в 1965 году также не могло ни способствовать формированию подобной картины мира.

Кроме того, одно дело ставить себя на позицию наблюдателя за окружающей реальностью образца, например, 1938 года или 1944, а другого - тех же шестидесятых годов, когда (повторюсь) США как бы повержены, Великобритания уже почти ничто, Франция, конечно, нет, но все равно играет не в премьер-лиге, а в чемпионшипе, про Италию, как про страну по словам Антонена Дебидура "перворазрядную" все давно забыли, а Япония - это страна, где все болеют лучевой болезнью и в последней надежда на выздоровление складывают журавликов. Тут, хочешь не хочешь, а будешь большее внимание уделять самому страшному противнику, которого сумела победить твоя страна - Германии 1930-40хх годов, оставляя истории про другие страны для специальных изданий (где, кстати, ни о каком принижении речь не шла, о тех же истребителях Macchi я узнал отнюдь не из западной прессы).

После окончания Советской Эры прошло более 30 лет, но, тем не менее, подобный взгляд на мир толком не изменился и говоря о передовой авиации периода Второй Мировой войны мы все также имеем в виду первоначальное превосходство авиации германской.

Но так ли это было на самом деле и были ли Bf-109 настолько доминирующей силой в последние пред- и первые военные годы (да, да, да, конечно, "Девуатин") ?

В начале 1930х годов несколько авиастроительных компаний в мире начали разработки в первую очередь гражданских цельнометаллических самолетов с гладкой работающей обшивкой и убирающимися шасси. Эти нововведения дали существенный прирост в мощности (чему способствовал и рост эффективности авиамоторов, когда на те же истребители стало возможно устанавливать двигатели мощностью под 1000 л.с.) и привело к пониманию командования ВВС развитых стран необходимости заказа новых истребителей и бомбардировщиков. Тут я не написал ничего нового, эта банальщина печатается во всех без исключениях книгах по истории авиации уже лет 40-50 как.



Northrop Gamma 2B
Прорывной самолет Джека Нортропа, один из экзепляров которого с собственным именем Polar Star совершил в конце ноября 1935 года выдающийся перелет через Антарктиду. В его разработке ведущую роль сыграл Дон Берлин. История этого самолета вообще и конкретно транантарктического полета в частности заслуживает отдельного поста.

В США лидерами в создании скоростных самолетов были авиакомпании Cyurtiss (на их счету был пассажирский авиалайнер Curtiss Condor - биплан с убирающимися шасси и гладкой обшивкой, сравнительно быстро эволюционировавший в знаменитый Curtiss Commando), Boeing (создали первый пассажирский авиалайнер второго поколения Boeing 247), Severski (будущий Republic), Martin (первый скоростной серийный бомбардировщик США B-10) и некоторые другие. В компании Northrop тогда трудился талантливый конструктор 36-летний Дон Берлин (1898-1982), спроектировавший революционные пассажирские самолеты Alpha, Delta и Gamma, но затем поссорившийся с Джеком Нортропом и ушедший в Curtiss. Там "паренька приветили, повели в забой", назначив главным конструктором перспективного истребителя Model 75. Перед Берлином была поставлена задача создать скоростной истребитель под мотор воздушного охлаждения Wright R-1820 Cyclone и что бы все по полной - гладкая обшивка, убирающиеся шасси, закрытая кабина пилота, короче - превратить Northrop Delta в истребитель со скоростью не менее 300 миль в час (483 км/ч).

Важный момент - работы эти велись Curtiss в инициативном порядке и только после того, как Curtiss 75 совершил 6 мая 1935 (на 23 дня раньше, чем Bf 109А), года первый полет командование Воздушного Корпуса Армии США решило устроить конкурс на истребитель подобного типа. В качестве конкурента для Model 75 выступал срочно переделанный из двухместного истребителя (а тот, в свою очередь из самолета повышенной летной подготовки) SEV-1XP, совершивший первый полет 15 августа 1935 года (на самом деле, в планах было его поднять в небо еще в середине июня, но при доставке на аэродром самолет повредили). У Северского уже был опыт производства самолетов с гладкой обшивкой. Чуть ранее он создал учебный самолет SEV-3ХР, принятый на вооружение как BT-8, но, в итоге, проигравший в конкуренции знаменитому North American BT-9 Texan, затем на его основе был создан двухместный истребитель. "Кёртис" также имел опыт разработки скоростных монопланов с убирающимися шасси. 7 января 1934 года в воздух поднялся опытный экземпляр палубного истребителя-высокоплана Curtiss XF13C. Однако, серийных монопланов у компании тогда не было. Оба самолета - и "Кёртисс", и "Северский" комплектовались двигателями Wright R-1820 Cyclone.



Curtiss XF13C-1
Палубный истребитель для ВВС США. Развивал максимальную скорость 396 км/ч, вооружался пулеметам калибра 0.30 и 0.50. В серию не пошел. Длительное время использовался NASA для испытаний профилей крыла.

Прежде чем продолжить рассказ про соперничество будущих P-35 и P-36 посмотрим на то, что творилось в это время за Океаном. Ну, "За" это с точки зрения американцев.

dg-exchanger.com - это профессиональный, надежный, безопасный скрипт обменника электронных валют, обладающий следующим набором средств обеспечения безопасности: защита от SQL-инъекций, защита от XSS атак, защита от CSRF атак, скрытый адрес админ-панели, скрытый адрес авторизации, двухфакторная авторизация, блокировка авторизации по IP-адресу, защита от подбора пароля, скрытые coоkie, защита от подбора coоkie, подтверждение операций паролем, шифрование данных, проверка подмены данных

авиация, история

Previous post Next post
Up