Скриншот ЖПС-овской карты: восток штата Невада, США. Зеленым показаны государственные ("публичные"), желтым - частные земли. Нельзя не заметить веселенький клетчатый орнамент из квадратиков. Каждый квадратик - стандартная земельная секция, со стороной в милю, т.е. 1,6 км. Секции - базовый элемент американского землеустройства за пределами самых старых восточных штатов: земля поделена на тауншипы: квадраты 6 на 6 секций, соответственно 36 секций (и квадратных миль) в каждом. Внутри тауншипов секции пронумерованы змейкой начиная с северо-восточного угла, и выделение четных и нечетных создает шахматный порядок.
Посередине этого клетчатого коридора проходит железная дорога. История такова: когда в середине 19 века начиналось освоение Запада, правительство, чтобы стимулировать развитие инфраструктуры, давало земельные гранты частным компаниям, строившим, а затем эсплуатировавшим, железные дороги. В данном случае, в пределах 40 мильного коридора ( по 20 миль с каждой стороны от полотна) нечетные секции отдавались в собственность ж.д. компании. Отдавались со всеми потрохами, т.е. с недрами: разделения на недра и поверхность в то время в США еще не было.
Свои четные секции правительство планировало хорошо продать, дополнительно заработав на повышении цены из-за близости к железной дороге. Этот план, в целом, не сработал: среднестатистический переселенец на запад был гол, как сокол, купить землю не мог, и в большинстве случаев получил ее бесплатно, по Homestead Act (1862 г.) и более поздним похожим "раздачам".
А железнодорожные грантовые земли так и оставались частной собственностью ж/д компаний. В 80-е годы 20 -го века, в результате слияний и сопутствующих "хренаций", железнодорожники отпочковали горнодобывающую компанию Санта Фе Пасифик Голд, которая стала владельцем этих земель в Неваде и др. штатах и занялась поисками и эксплуатацией полезных ископаемых. Занялась вполне успешно. Всего перечня, что на этих землях нашлось, привести не могу, но вот пара известных примеров из Невады - месторождения золота Лоун Три (см. фото ниже) и Рэббит Крик. Рэббит Крик в наст. время вместе с близлежащим месторождением Чимни Крик - часть активно эксплуатиромого рудного поля Твин Крикс: по публикации 2005 года, запасы + добыча примерно 500 т. металла. В конце 90х Санта Фе Пасифик была куплена Ньюмонтом (золотодобывающая компания, один из крупнейших производитель золота в мире), и сейчас это в основном их земля.
Фото: уже отработанное золотое месторождение Лоун Три (точных данных не нашел, но где-то между четырьмя и пятью миллонами унций, т.е. 113-140 т. золота) . Желтый квадрат - железнодорожная секция, сторона 1,6 км. По контуру карьера видно, как удачно минерализаванная зона "вписалась" в железнодорожный грант. Была бы пару-тройку сотен метров восточнее, с большой вероятностью досталась бы кому то еще.
В общем, все было честно, без обмана. Не пустую землю давал дядя Сэм железнодорожникам.