Помню обитель, когда там златоглавого роскошно-помпезного, подавляющего собора ещё не было. Помню как началось строительство. И потом мы от случая к случаю ездили туда, наблюдали за ходом и много спорили. Потому что Горненки сами по себе очень укромное место, даже церковь так расположена на склоне горы, что можно находясь в двух шагах не заметить. Да и дома монахинь и насельниц на монастырь совсем не похожи. Перемены там начались раньше, ещё до стороительства Храма Всех Святых, многое ремонтировалось и благоустраивалось. Да и состав монахинь - в основном очень пожилых, стал по-тихоньку меняться. Все эти изменения давно назрели, всё вокруг с каждым разом становилось ухоженнее - дорожки, сады, даже водопровод и канализацию поменяли - огромный труд, но камерность сохранялась. Покажу немного территорию. Странноприимный дом
Монахини в саду
Временные провода сверху
Побелевшая черепица
Старая маслина
Печные трубы, неизменно вызывающие интерес у фотографов
Остатки строительных работ
Доисторические кладки, там, насколько я знаю, не ступала нога археолога
Дорога в небо, уже заасфальтированная
Камни, дома, сады
Это всё новые фотки, но они дают некоторое представление о тишине, зелени и спокойствии, царящим в обители. И вдруг этот гигантизм. Совпавший с массовым восстановлением церквей в России, с нашим, ну дилетанты же, интересом к белой и красной церквям вообще и иерусалимскими сложностями этого деления в частности.
Горненская обитель красная с ещё советских времён, если кто не знает. Там и внутри были расколы. Навскидку помню, что одни несогласные монахини уехали в Лондон, другие куда-то в Чили, оставшиеся, несмотря на то, что сами бежали от советов, перешли под руку патриарха Алексия I, а уж об отношении со стороны других русских монастырей, особенно монархического, догадаться не трудно, а рассказывать можно бесконечно. Тем более на фоне происходящего тогда в России - накопления церквью начального капитала, роскошью жизни отдельных иерархов и прочей критикой, хоть и отдающей жёлтой прессой, но бросающейся в глаза даже в наших палестинах. До сих пор в Иерусалиме хихикают. Например, в старом городе при виде таких машин с затенёнными окнами, вам любой уличный мальчишка сообщит, что это русское духовенство путешествует
Ещё мы опасались, что роскошный храм и парадные службы в нём добавят официоза и изменят доброжелательную атмосферу обители. Но с тех времён и до сих пор этого не произошло. Из всех русских монастырей Горненки самое дружелюбное место. Руку на сердце положа, могу сказать, что ни разу не видела там ничего, кроме спокойного ненавязчивого радушия. Что по отношению к паломникам, что к туристам. Всегда можно позвонить у ворот, попросить разрешения осмотреть церкви и вас пустят. Можно тихонечно зайти послушать службу, если она идёт. Можно купить толковые книги у входа в Храм. А если возникают какие-то вопросы, дежурная сестра очень доброжелательно и исчерпывающе всё объяснит.
Помню, однажды у сестры возникла заминка с пожилой израильской парой. Она не знала иврита, а их английский был явно никаким, но они что-то настойчиво пытались рассказать и выяснить. И общались они хоть и отдельными словами и жестами, но очень дружелюбно. У меня выдалось немного свободного времени, пока мои спутники осматривали окрестности и фотали. Вызвалась переводить. Оказалось, что пара была в прошлом году в Москве и хотела поделиться своими впечатлениями от посещения Московского Кремля. И сравнивала увиденный там храм со здешним.
Тут круг замкнулся. Дело в том, что во время строительства мы делали то же самое. Почему-то сравнивали строящийся храм с Благовещенским собором Кремля. Ну дилетанты же, что с нас взять? Особо зациклились на цате - мой вклад )). Даже дурацкая фраза привязалась: Где же, где же барбацуца, барбацуцы не видать! - Так заранее готовились и каждый раз разочаровывались, не увидев неготовые пока кресты.
Пара слов про цату.
Это такой полумесяц, расположенный под крестом. Погуглите фоты Благовещенского собора, увидите. Можно ещё нагуглить разные версии от чаши, до символа царя и первосвященника, объясняющие появление цаты и тьму прекрасных легенд. Мы же воспринимали цату в самом близком нашим реалиям смысле и довольно зло веселились, воображая реакцию мусульман - ВАКФ на Храмовой горе к тому времени уже сильно достал, хотя до сегодняшнего положения дел было ещё далеко.
В общем, цат в Эйн Кареме не случилось, сами знаете
К нашему большому разочарованию. Что не помешало нам зубоскалить уже на тему крылечка, то есть галереи, пристроенной Иваном Грозным к Благовещенскому собору после отлучения его от церкви. Огромные террасы и променад вокруг Храма Всех Святых мы, бравируя своим нигилизмом, объясняли тем, что у нынешней церкви и власти отлучать- не переотлучать, вот место и готовят.
Глупость, конечно, но приятно вспомнить какие мы были молодые и смешные. Ну да время покажет.
А напоследок хочу сказать, что такое отношение к людям, как в Горненках, вы мало где встретите. Может быть ещё в Вознесенском монастыре. А есть и такие места, связанные с русской церковью, где, увы, даже в отведённые для посещения часы некоторые монахини могут обругать туристов, пользуясь тем, что те (как они думают) не понимают по-русски. Или позволяют себе покрикивать на паломнимников. В самом худшем виде, в духе советских продавщиц. Или, тоже не раз наблюдала, паломников, заранее договорившихся о посещении, будут долго держать за дверью на солнецепёке. Просто так, ведь дверь открывается автоматически. И самое удивительное, что такое советское, а лучше сказать совковое отношение к людям проявляют те, кто с советами не имел ничего общего. Вот такой вот парадокс на Святой земле.
Пока-пока!