Ботанический казус с козявкой

Feb 29, 2016 13:09

Давайте сразу договоримся - узнать Иерусалим невозможно. Это космос. Без конца, без края. Чем больше узнаёшь, тем больше вопросов. Одни загадки цепляют, другие или откладываются в памяти до лучших времён, или забываются. Многие вопросы в наше время отваливаются сразу - достаточно погуглить. Но даже для погуглить нужны ключи. Знать что и как спросить - уже полдела.

Побрюзжу немного про старые времена. Когда поисковиков не было. Читаю я как-то у Кавелина - тут уже пора гуглить, потому что именно он, а не всем известный архимандрит Антонин, был основателем РДМ, я уже молчу про всё остальное - про нынешний Эвен Сапир, где стена времён Второго Храма, малый аналог Стены Плача и Иоан Креститель в пустыне. В двух шагах от Эйн Карема.

Читаю бытовую зарисовку, дыбр по-нашему: Я посетил очаровательную пустыню Иоаннову в августе месяце 1858 года. Мы застали в ней вифлеемского араба-католика, которому недавно присвоившие себе в исключительное владение эту пещеру латины поручили ее охранение. У него мы нашли овечий сыр и молоко; у нас с собою был хлеб и несколько апельсинов. Подкрепивши свои силы этим легким завтраком и напившись чистой воды из святого источника, долго любовался я очаровательным видом, оживленным библейскими воспоминаниями, ибо долина, составляющая дно глубокого каменного ущелья, на обрыве которого сидел я, была славная долина теревинфов: виноград, фиги, оливы, рожки, теревинфы и другие деревья богато одевали очаровательное ущелье.

Читаю и думаю, что же это за теревинфы такие? По двум имеющимся справочникам растительности пошарила, кого могла поспрашивала - нет ответа. Досада взяла. Ведь не просто дерево, а вся долина по ним названа, времени прошло всёго ничего, чтобы теревинфы исчезли.

Не то, чтоб я спать или кушать не могла, но периодические эти самые теревинфы вспоминались и раздражали. Я из-за них даже на курсы ботаники в музей природы записалась (после работы через полстраны ездила - мои 10 км в гору, в мороз и ветер, ггг), но и там не прояснилось, да и сами курсы как-то быстро и неожиданно закончились.

Как же я обрадовалась, когда узнала, что теревинфы это фисташки! Всего-навсего



Фисташковых деревьев в стране горней дополна. И я начала с умным видом всем рассказывать про фисташки-теревинфы. Пока не столкнулась с паломником - в духовных званиях я не разбираюсь, извините, производившим впечатление образованного человека. Этот почтенный служитель церкви, явно большой книжник, называл теревинфом - опаньки- дуб, вот этот средиземноморский вид



Он очень обрадовался моему робкому сомнению, сослался на библейский словарь, рассказал какие благовония добывают из коры и что Авессалом в ветвях этого дерева запутался, что праотец Иаков под ним закопал идолов своей семьи и ещё тьму упоминаний в церковных трудах, с датами, названиями, главами и и чуть ли не страницами. В общем, я запуталась не хуже Авессалома, потому что при всей убедительности рассказа обрушившийся поток новых знаний был так велик, что я мысленно перепутала Авессалома с Авраамом (оба на А, да) и решила, что меня дурят - известно же, что Авраам в маслине запутался, она ещё на крыше ХГГ растёт.

В общем, когда я поняла свою ошибку и вычеркнула маслину из списка претендентов, меня попустило. До сих пор не знаю наверняка фисташка ли теревинф или дуб, но меня это не парит. Совершенно. Когда-нибудь разберусь.

С козявкой вышло ещё нелепей. Коротко расскажу. Геральдику я знаю примерно так же, как ботанику. И как фотаю. На моей первой, ещё плёночной фоте герба неаполитанского королевства из храма Иоана Крестителя на горах внизу получилась какая-то козявка,



долго не дававшая мне покоя. На месте-то я её не разглядела, настолько меня пришибли шедевры испанской живописи и сама пещера. Потом я ещё несколько раз попадала в эту церковь - Рождества Иоана Крестителя, но про козявку, будучи там, забывала. То одно, то другое и конечно же великие испанцы отвлекали. А уже дома спохвачусь бывало и только руками развести.

В общем, когда я узнала как выглядит орден золотого руна - читать-то, конечно, читала и раньше, но внешне его не представляла, моя козявка превратилась в овечку и всё встало на свои места.

Я это всё к тому, что не бывает глупых вопросов. Если, к примеру, написано на латыни что Иоан Предтеча баптист, то достаточно только спросить или погулить, что такое баптистерий.
Пока-пока!

Эйн Карем, мемуары, Иерусалим

Previous post Next post
Up