Любовь зла. Судьбы

May 04, 2011 13:45

У нас скоро день (дни) открытый дверей. 20 и 21 мая. Израильские френды и гости Тель-Авива! Не пропустите. Перечень здесь:
www.batim-il.org/Tours.aspx

Я уже который день листаю и выстраиваю оптимальные маршруты, чтобы увидеть всего побольше.  В яффскую американо-германскую колонию я в этом году не пойду, в прошлом набегалась, но так как я нынче знаток)), хочу поделиться историей, связанной с одним из зданий - дворцом барона, он же бейт (дом) Эммануэль.

Прежде всего рекомендую подняться на крышу этого здания. Не все знают, что это не возбраняется и что оттуда неплохие виды на Яффо и Невей Цедек. Вот. А теперь про барона. Любой экскурсовод вам расскажет, что здание было построено темплерами и там в разные времена находился постоялый двор для паломников, больница, английская школа для девочек и т.д.  Некоторое время владельцем этого здания был дед Питера Устинова, русский барон. 

Но не все экскурсоводы знают что привело русского барона в наши палестины. Что ж не жилось барону Платону (фон) Устинову в своём подмосковном имении? Все источники, до которых мне удалось добраться, сходятся в одном, барона изгнали из России за смену веры. А уж кто этому в большей степени поспособствовал, потестантский миссионер Мельцер или его дочь, ставшая первой женой барона, иди знай.

Лично мне ближе романтическая версия. Вот её и изложу. Для начала русский барон Платон Устинов происходил из саратовских купцов и был, об этом почему-то мало кто упоминает, этническим немцем. Отсюда фон, отсюда два его сына служили в люфтваффе в Первую мировую.

Отсюда же и интерес к религии предков, противоречащий неофитскому патриотизму хорошо живущему на новой родине большому семейству. Сам барон был отпрыском младшего непутёвого сына, но вот его дядюшка-дипломат играл в шахматы аж с царём и считался его личным другом, то есть речь идёт о явных нуворишах, которым принятие православия помогло продвинуться в обществе, а богатство позволило купить титул.  Я это всё к тому, что если кое-кто из рюриковичей подвергался опале за увлечение католицизмом, например, то свеженьким баронам и вовсе полагалось быть святее папы римского истово православными. Даже самым паршивым овцами среди них.

И тут большая любовь, а невеста заартачилась и согласна венчаться только по лютеранским обычаям. На жениха давили. С одной стороны его большая и богатая семья, с другой любимая женщина с папенькой-миссионером. Победила любовь. Платон Устинов, офицер-кавалерист, получил милостливое разрешение распродать своё имущество и отправиться в изгнание.

Изгнались, разумеется, в Германию, на родину предков жениха и невесты. Поженились. Казалось бы, какое счастье, любовь победила, живи да радуйся. Не могу сказать сколько они радовались, а вот прожили вместе недолго. Где-то с год. А потом развелись. В Германии барону Устинову всё резко опостылело вместе с опостылевшей женой и его после нескольких лет скитаний занесло в Яффо, где он прожил 30 лет, купив и обустроив дом, названный впоследствии дворцом барона, собрав уникальную коллекцию древностей, ныне выставленную в двух норвежских музеях, и разбив ботанический сад, от которого к сожалению мало что осталось. Разве что знаменитый бенгальский фикус




Теперь пара слов про вторую жену барона, бабушку Питера Устинова.
Варшавский еврей Морис Хал занимался бизнесом в Эфиопии. Разрабатывал железнорудные месторождения и изготавливал оружие для эфиопского короля. Там и женился на одной из его многочисленных дочерей, на принцессе то есть. Вот на одной из дочерей Мориса Хала и эфиопской принцессы и женился Платон Устинов, когда эта семья перебралась в Яффо.

Занятная родословная у Питера Устинова, не правда ли? Тем более, что его отец Иона Устинов, старший сын Платона, познакомился и женился на его матушке Надежде Бенуа, когда разыскивал деда в 20-ом году в России, куда старик отправился помирать в 1914-ом. Вот правда времечко выбрал не самое подходящее. Да Ионе, германскому лётчику, было затруднительно попасть в Россию.

Самого Питера назвали в честь погибшего брата отца Петера Устинова, тоже лётчика люфтваффе, сбитого в Первую мировую. Вот вам и Эркюль Пуаро, DEAR ME.

Я выдохлась. Дальше могу рассказывать только устно. Тем более что есть кому. У меня появились уши, по которым я могу ездить )).  На майские, как обычно, потянулись первые ласточки из холодной России. И из других краёв. Вот планирую завтра водить друзей друзей по Яффо. Заодно и в американо-германскую колонию завернём, там всё рядом.

Вот только фотачке повешу. Немного внутренних помещений и вокруг дома.























Ну и пару-тройку видов с крыши, которую я тут рекламировала






достопримечательности Израиля, рассказики, Яффо

Previous post Next post
Up