Пиши пьяным, редактируй трезвым

Jul 30, 2017 11:39



«Пиши пьяным, редактируй трезвым» - эта заповедь Эрнеста Хемингуэя может  поспорить по популярности с его романами. Хэм и его собутыльники -  от Джойса до Фицджеральда - знали толк в хорошей попойке, как и другие  авторы. Одним писателям он помогал собраться с мыслями, других сводил  в могилу - но будь они трезвенниками, история литературы наверняка  была бы совсем иной.

Ян Флеминг



«Взболтать, но не смешивать» - самый известный рецепт коктейля  в литературе. Некоторые медики считают, что Джеймс Бонд предпочитал  такой способ приготовления, потому что это помогало скрыть хронический  тремор, вызванный алкоголизмом. Исследователи подсчитали,  что в книгах Бонд выпивал около 92 порций в неделю - вчетверо больше,  чем следует. А из 87,5 задокументированных Флемингом дней его работы  «Человек с золотой печенью» воздерживался от алкоголя только 12,5 дней.

Автор книг о шпионе старался не отставать от своего героя и мог  за день осушить бутылку джина, выкуривая при этом полсотни сигарет  и списывая привычки на демонов войны и шотландское происхождение. В 1961  году после сердечного приступа Флеминг по совету друга Макса Бивербрука  бросил курить и переключился на бурбон. Писатель утверждал, что переход  на этот напиток позволил ему разработать сердечную мышцу и помог  бороться с никотиновой зависимостью. На самом деле три года спустя  он довел Флеминга до второго приступа.

Вслед за создателем полюбил бурбон и его герой, тоже шотландец  по крови. Роман «Голдфингер» даже недвусмысленно открывается главой  «Размышления над двойным бурбоном»: напиток наводил агента на раздумья  о жизни и смерти.

Прославивший Бонда коктейль «Веспер» придумал друг Флеминга Ивар  Брайс, но выпить его у поклонников шпиона не выйдет: кроме водки в его  состав входит французское аперитивное вино Кина Лилле. В 1986 году, уже  после смерти Флеминга, производитель исключил из состава вина хинин,  и вкус коктейля изменился. Впрочем, сам Флеминг, любитель чистых  напитков, признавался, что не разделяет любви Бонда к «Весперу»  и считает его невкусным. То ли дело бурбон.

Эдгар Аллан По

Эдгар По был одним из главных американских писателей, и одним  из первых литературных алкоголиков. Масштаб проблемы установить  непросто: По легко наживал себе врагов среди коллег - писателей  и журналистов, а они в ответ создавали ему образ невменяемого  алкоголика, явно преувеличивая и драматизируя его похождения. Тем  не менее проблема была реальной. Временами По уходил в затяжные запои,  срывая лекции и еще больше ссорясь с окружающими.

Однокурсник По вспоминал, что еще в юности тот всегда был «печален,  меланхоличен, даже когда улыбался», и часто выпивал, чтобы «умерить  избыточное нервное напряжение, в котором постоянно находился». Однако  ни эта страсть, которую По называл «mania-a-potu», ни любовь к азартным  играм не мешали его учебе.

С одной стороны, алкоголь помогал ему забыть о неудачах и страхах  перед будущим, с другой - делала агрессивным и даже жестоким. Судя  по всему, алкоголизм По был наследственным: и брат, и родной отец поэта  были пьяницами.

«После долгого периода жуткого  здравомыслия на меня словно нападало безумие. И тогда, погружаясь  в беспамятство, я пил - один Бог знает, как часто это было и как много  я пил», - признавался По.

В июне 1849 года По отправился в очередное лекционное турне.  В Филадельфии поэт сорвался, мертвецки напился джулепа, потерял вещи  и деньги. Оправившись, он твердо решил изменить жизнь, вступил в ряды  общества «Сыны умеренности» и сделал предложение овдовевшей подруге  юности. В сентябре По отправился из Ричмонда в Нью-Йорк и домой  не вернулся. Неделей позже его в полуобморочном состоянии нашли  в балтиморской таверне, и после нескольких мучительных дней  он скончался, так и не сумев объяснить, что произошло с ним -  сорокалетним поэтом, который, казалось, только начал налаживать жизнь.

Приятель По доктор Джозеф Снодграсс предсказуемо обвинил в трагедии  очередной запой. Но другие свидетели утверждали, что алкоголем от него  не пахло. Возможно, дело было в болезни мозга, бешенстве, эпидемии  холеры или еще в чем-то. Шарль Бодлер заметил, что «эта смерть была  почти самоубийством, таким самоубийством, которое подготавливалось  долгое время». Смерть По остается загадкой и полтора столетия спустя -  и, видимо, уже никогда не будет раскрыта.

Стивен Кинг

Стивен Кинг - один из самых плодовитых авторов на свете. В 1974 году  вышел его первый роман, и с тех пор он никак не может остановиться,  выпуская по паре томов в год. Помогают ему самые верные виды допинга:  усидчивость и нечеловеческая работоспособность. Но в первые  десятилетия он, как и многие коллеги, подбрасывал в костер своего  вдохновения алкоголь и наркотики. Они придавали ему сил, и они же едва  не погубили его жизнь и карьеру.

Стивен Кинг пристрастился к алкоголю еще в молодости. Собственно,  карьеры еще не было: Кинг работал школьным учителем, а в свободное время  подрабатывал в прачечной и коллекционировал отказы от издателей. Каждое  письмо еще раз уверяло Кинга в том, что писатель он никчемный - это  чувство он и заливал. Позже, уже став знаменитым автором, Кинг не мог  остановиться. Алкоголь стал его двигателем, а иногда даже автопилотом:  годы спустя Кинг не может вспомнить, как написал «Куджо». Вопреки  правилу Хемингуэя, который советовал писать пьяным, а редактировать  трезвым, Кинг писал на трезвую голову, а ночью садился за редактирование  с бутылкой. Пил он всегда в одиночку, презирая бары. «Там полно мудаков  вроде меня», - объяснял Кинг.

Выпивая, Кинг чувствовал в себе растущую агрессию. Он никогда  не поднимал руку на своих детей, но сама мысль об этом пугала Кинга.  Привыкший превращать свои многочисленные страхи и неврозы в сюжеты, Кинг  смог обуздать и этот порыв. «Сияние», если смести с него мистическую  шелуху, стало романом о мальчике и его отце - писателе и алкоголике,  который потерял контроль над собой.

Примерно тогда же, в конце семидесятых, Кинг понял, что с этим надо  что-то делать. Он бросил пить и переключился на кокаин, который стал его  новым допингом. Он помогал писать часы напролет и подстегивал фантазию,  но качество работ падало. За десятилетие опасной дружбы с наркотиком  Кинг написал два десятка романов, в том числе те, которые считает  неудачными. Одним из них стали «Томминокеры»: сейчас писатель говорит,  что это хороший роман, скрытый под тремя сотнями страниц кокаинового  бреда. То же он говорит и о другой своей неудаче - «Ловце снов»,  написанной под оксиконтином, которым Кинг сбивал боль после  автомобильной аварии.

Сейчас Кинг бросил все свои вредные привычки, с удивлением обнаружив,  что писать он может и без допинга. В этом ему помогают жена и весьма  прагматичная разновидность веры: «Я не спрашиваю себя, существует ли  Бог. Я решил допустить, что он существует, и я могу попросить: „Боже,  я сам не справлюсь. Помоги мне сегодня не пить и не принимать  наркотики“. Это работает».

Автор: Егор Михайлов

#ятестируюновыйредактор

Previous post Next post
Up