Насчет образования

Aug 16, 2017 16:03

Оригинал взят у smirnoff_v в Насчет образования
Тут у нас в Белоруссии очередная дискуссия развернулась, на тему, как повысить интеллектуальный потенциал и вообще, что не то с образованием. Вот решил покритиковать Болонскую систему, - чиновники от образования обычно впадают в истерику от такой критики. Понятное дело, черновик - отрывок:

В 1995 ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности. Толерантность была определена как «отказ от догматизма, от абсолютизации истины» при этом единственным абсолютным критерием были объявлены международно-правовые акты в области прав человека. Этот принцип лег в основу утверждения господствующего сегодня нравственного и мировоззренческого релятивизма.

Впрочем, сегодня мы обратим внимание не на нравственную сферу, а на мировоззрение в контексте эволюции современного образования и с точки зрения такой цели как развитие интеллектуального потенциала. Причем интеллектуальный потенциал мы рассматриваем как способность к освоению и генерации нового знания, что происходит в первую очередь и в сфере науки и производственной деятельности человека.

Дело в том, что сущностным качеством науки является взгляд на мир, как на систему. Собственно говоря, научное познание, есть нахождение указанной системности через раскрытие ее закономерных связей, а эти связи и называются научными законами. К сожалению, современное образование принципиально отказывается от такого взгляда на мир и в этом смысле перестает быть научным. И громадную роль в этом процессе играет так называемая Болонская система, участником которой стала и Беларусь.

Суть образовательных инноваций, привносимых болонской системой заключается в прагматизации и коммерциализации образования, а так же принцип обучения в течении всей жизни. Под прагматизацией имеется в виду ложно прагматический подход, в рамках которого утверждается, что подавляющее бешенство учащихся должны ориентироваться на нужды бизнеса, реального производства. Поэтому их нужно учить именно тому, что им понадобится в будущей трудовой деятельности. На это и рассчитан бакалавриат, в рамках которого голову студента наполняют определенным количеством отрывочных знаний, необходимых ему в его будущей профессии. А более менее системные, теоретические знания, по идее студент должен получать уже в рамках магистратуры.
На самом деле такой «прагматизм» хуже воровства.

Во-первых с точки зрения подготовки научных кадров.

Дело в том, что запомнить и усвоить отрывочные знания без понимания их закономерных связей как минимум очень сложно, если не невозможно. А ведь не стоит забывать, что и школа, после введения Единого Государственного Экзамена, построена на тех же принципах, так же ориентирована на заучивание отрывочных знаний. Это ориентация обусловлена системой оценки знаний - тестами, в рамках которых никак не оценивается системность знаний. Таким образом, молодой человек, только добираясь до магистратуры в 22-23 года впервые сталкивается с системным (т.е. научным) взглядом на мир. Может ли он его освоить?

Но может такой подход оправдан ориентацией на практику, деловую и производственную, когда студенты, не занимаясь ничем лишним получают только знания, необходимые в их будущей профессии. И тут мы вынуждены констатировать повальность этого подхода. Как уже сказано, просто заучивать набор бессвязной информации очень трудно и почти невозможно, так что студент почти наверняка выйдет из стен вуза недоучкой. Но главная проблема заключается совсем в другом. Во-первых, знания, полученные в ВУЗе, почти никогда точно не совпадают с тем, что необходимо на рабочем месте и бывший студент всегда должен в определенной степени переучиваться, усваивать новые знания прямо на рабочем месте. Во вторых само рабочее место меняется, эволюционирует, вводятся новые производственные процессы, технологии. Я уж не говорю о том, что человек попросту меняет работу согласно требованиям эволюционирующей, живой экономики. Человек должен учиться всю жизнь.

И вот тут я хочу перейти к еще одному принципу болонского образования, который как раз и состоит в обучении в течение всей жизни. Казалось бы, ничего нового тут нет. О том, что человек учится всю жизнь, неустанно повторяли в советской школе и ВУЗах. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях.
Дело в том, что преподавая ученику и студенту кучу разрозненной информации, его не учат чуть ли не самому главному, для чего необходимо высшее образования. Речь идет о способности учиться самостоятельно, самостоятельно усваивать новые знания. Только тот, кто усвоил принципы, связную схему, без всяких проблем будет «нанизывать» на нее всю поступающую информацию. Не зная чего то, он будет понимать, где и в каком направлении искать недостающие знания. А человек, который системного образования не получил, в той или иной новой ситуации попросту не знает, как выбрать из всего массива информации те знания, которые ему нужны.
И вот тут актуальной становится еще одна деталь. В данном случае деталью является интерпретация этого принципа в Европе, которую мы в Беларуси и на постсоветском пространстве в целом зачастую не замечаем.
Я до сих пор говорил о знаниях и о получении знаний. В Европе же уже давно говорят о компетенциях. Компетенции, это не совсем знания, а скорее способность выполнять ту или иную работу. Таким образом, в процессе обучения студент получает не знания, а приобретает способность выполнять определенную работу. Кроме того болонская система направлена на полную коммерциализацию образования, которое отделяется от государства (государственного финансирования и соответственно контроля). Образование рассматривается исключительно как коммерческая, платная услуга. Не удивительно, что под влиянием ЕС образование было учтено в ВТО как часть системы услуг, где на него распространяются все правила «равного отношения», предусмотренные Генеральным соглашением по торговле и услугами.

Вследствие этого, когда мы говорим об обучении всю жизнь, речь идет о том, что человек, принципиально не неспособный к самообучению должен раз за разом обращаться за получением образовательной услуги и платить за нее. В каком-то смысле с ситуацию можно сравнить с софтом, который меняют в зависимости от нужд нанимателя. И платить приходится раз за разом. Это все очень удобно для коммерческого рынка образования, но совсем неудобно ни для общества, ни для индивида. В этом смысле индивид, получающий образование, рассматривается исключительно как потребитель. И эксплуатируется как потребитель, причем в сфере образования прослеживаются все те же тенденции, как и в других сферах потребления, а именно неуклонное падение качества продукта, прямо связанное с утверждением стратегии постоянных платежей вместо разового акта купли продажи.

На фоне требований экономии и самофинансирования, бюрократу может понравится такая кажущаяся экономия для государства, когда образование делается коммерческим. Но это именно кажущаяся экономия, ибо в рамках описанной системы платить придется постоянно, причем в ситуации откровенного низкого интеллектуального потенциала, неспособного к поддержке реальных инноваций и развития.

ЕГЭ, образование

Previous post Next post
Up