Всем френдам и читателям. Если есть желание, прокомментируйте

Nov 29, 2016 22:26

Всем френдам и читателям. Если есть желание, прокомментируйте - прочитав, конечно, не только то, что вынесено в это сообщение, но и целиком. Хотя бы то, что советской музыки (и советского времени в целом) касается.

Савенко С. История русской музыки XX столетия от Скрябина до Шнитке (2011)

https://cloud.mail.ru/public/LMZv/3ZA4M696J

... Предлагаемая книга представляет собой учебник по истории русской музыки от начала столетия до наших дней. Учебник предназначен для подростков, интересующихся культурой и искусством, но не имеющих специальной музыкальной подготовки...
...Автор хотел, чтобы музыка предстала для читателя как часть общей эволюции отечественной культуры XX века. Поэтому в книге довольно большое место уделено литературе, живописи, театру, общим проблемам эстетики и истории искусств. <...> Отдавая себе полный отчет в сложности задачи, поставленной в книге, автор будет чрезвычайно признателен за отклики и замечания.

Содержание
От автора
Часть 1. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
Часть 2. СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ
Список музыкальных произведений, желательных для ознакомления
Краткий список литературы
Указатель имен
Иллюстрации

===========
Из раздела "Музыка и власть"

... Через десять лет, в 1958 году было опубликовано другое постановление ЦК партии, исправлявшее ошибки 1948 года и объяснявшее их атмосферой культа личности Сталина. Однако ошибочным признали только список композиторских имен, сами же принципы, провозглашенные в 1948 году, вновь получили официальное подтверждение и еще долго служили орудием устрашения. Прямые репрессии в послесталинские времена утратили массовый характер, и писание диссонантной музыки больше не грозило лагерями. Неугодных зато не исполняли, замалчивали, исключали из Союза композиторов, выживали в эмиграцию.
Государственное давление даже в самые суровые времена не могло заглушить естественное художественное развитие. Но оно протекало в неестественных условиях, и некоторые потери можно назвать конкретно. Так, Шостакович после статьи "Сумбур вместо музыки" остался автором лишь двух законченных опер, хотя его возможности в этом жанре были далеко не исчерпаны. С другой стороны, в пятилетие после 1948 года советская музыка явно не досчиталась многих произведений инструментальных жанров, зато пышным цветом расцвела официозная кантата самого примитивного толка. Речь шла о том же, что и во времена Пролеткульта, - о целенаправленном снижении уровня культуры в массовом масштабе - опасности, которой не избежали самые крупные советские художники.
Значит ли все это, что государство не должно иметь к культуре никакого отношения? Конечно, нет. В большинстве демократических стран сложилась система поддержки культуры и искусства, отчасти аналогичная советской: театры, концертные залы, оркестры существуют на средства налогоплательщиков, то есть финансируются государством Однако тамошнему чиновнику, выделяющему деньги театру, и в голову не придет контролировать его репертуар или назначать главного режиссера. Все это - вопросы творчества, которые должен решать сам театр. <...>

Россия, СССР

Previous post Next post
Up