30 июля на телеэкраны вышел фильм «Врангель. Путь русского генерала». По его просмотру возникло масса вопросов, и была написана рецензия с опорой на кадры из фильма и на высказывания героя картины и его окружения. Рецензия попалась на глаза одному из создателей картины Дмитрия Матлина, который на своей страничке в социальной сети высказал своё сверх эмоциональное раздражение автором рецензии, не приведя при этом ни одного аргумента против. Автор рецензии в ответ задал в ЖЖ « Вопрос Д. Матлину, взвывшему от рецензии на д/ф "Врангель"» и отправил Матлину на его страничку.
Но Дмитрий Матлин так и не ответил по существу на поставленный ему простой вопрос. Да, он вступил в обсуждение на одном из ресурсов, где рецензия была опубликована - но полемика подразумевает ответы на поставленные вопросы, а этого не произошло. (ссылки на это обсуждение:(1) (2) ) * Поэтому, развивая тему, задаю уже целый ряд вопросов, без ответа на которые картина «Врангель и его «Русская армия»», нарисованная Еленой Чавчавадзе сотоварищи, будет откровенно неполной. Уверен, с этим согласятся и авторы фильма. Итак. ****** Вопрос: Как вы вписываете в понятие «патриотизм» такие известные факты из данного в картине жизнеописания Врангеля:
- Врангель бросил армию в разгар войны и уехал в Крым. [1] - Врангель, связанный присягой, по своей воле прекратил воевать с внешним врагом России - Германией. [2]
(Заметим, что в свете вышеобозначенных фактов эти слова во фрагменте фильма: «Ему было тяжело видеть врага на своей территории. недавнего противника … когда я увидел серые колонны немецких войск, марширующих по Ялте, … » - не стоят и ломаного гроша - ведь Врангель сам сделал свой выбор.)
- Врангель свободно перемещался по территориям Украины, занятым немцами, чтобы, добравшись до армии Деникина, вступить в войну со своими согражданами. Вступив, фактически в соглашение в врагом. ( «…Он не пошёл воевать с немцами. Он пошёл воевать с большевиками.» - фрагмент из фильма.)
- официальные сношения Врангеля с поляками для совместной борьбы против красных не могли не подразумевать территориальных уступок Польше. Но «Когда генералу Врангелю некоторые говорили, что союз с поляками есть измена России, он отвечал "Хоть с дьяволом, только бы против большевиков!"»(о. Вениамин Федченков, духовник Врангеля, епископ армии и флота.)
Вопрос: Не считаете ли являются вышеприведённые факты фактами измены Врангеля России?
Как эти факты фактической измены соотносятся с его, Врангеля, заявлением о том, что «бесчестно бежать с поля сражения, как бы неблагодарна была к тебе Родина, которую ты защищаешь»?
Вопрос: Можно ли, учитывая изложенное выше, всерьёз называть Врангеля патриотом, оставаясь в рамках понятия «патриотизм»? Если да, то опираясь на что, отталкиваясь от какого мировоззрения? Приведите тогда вашу трактовку понятия «патриотизм». *** Один из экспертов фильма заявил: «Такие люди, как Деникин и Врангель, встали на защиту исторической России.»
Вопрос: Что он подразумевал под «исторической Россией»? Как вписывается в это понятие лозунг «За Веру, Царя и Отечество», отвергнутый сначала Деникиным, а потом Врангелем? *** Один из авторов фильма И. Домнин сделал довольно смелое заявление: «А белое дело есть освобождение России от всего чуждого для неё, наносного, привносного. И дело становления России на путь, предначертанный русской историей.»
Вопросы: Значит ли это заявление то, что Домнин знает, какой путь был предначертан России русской историей, с которого Россия сошла? - Какой путь, по мнению Домнина, был «предначертан России русской историей»? - Как этот путь соотносился с исторической Россией, с её монархическим прошлым? - Значит ли это заявление, что автор его считает свержение монархии в феврале 1917 года частью данного пути? - Если свержение монархии в феврале 1917 года является частью данного пути, то на каком месте в истории 1917 года путь был прерван? - По каким критериям считается, что он был прерван? - Как данный путь должен был соотноситься с православной этикой? - Каково место, согласно этому пути, уготовано было России в Европе?
В окончании киноленты прозвучала фраза о том, что Врангель и его армия - это Бессмертный полк. Из недавнего заявления одного из авторов фильма Д.Матлина:
«Посмотрим,как они завоют, когда идея Бессмертного Полка 2017 года с образами Героев Великой Войны, от простого солдата, моего и Ваших предков и до Святого Императора и Белых Воинов, воплотится в реальность и выплеснеться 9 мая на улицы и проспекты наших городов и сел!» (Ссылка)
Вопрос: - Какое отношение имеют упомянутые Д.Матлиным, показанные в фильме о Врангеле персоны к празднику Великой Победы, 9 мая, к беспримерному подвигу советского народа в Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков, против присоединившихся к ним европейских орд, включая множество членов РОВС?
Текст направляю так же на VK страницу Дмитрия Матлина. https://vk.com/dmitry_matlin Ссылки и примечания. [здесь] [1] эпизод фильма с парадом казаков: «Из послужного списка барона Врангеля: …(идёт эпизод с награждением его солдатским Георгием)… в какой-то из дней должен был произойти парад. И что же увидел Врангель? Вместо прославленных боевых значков, которые развивались на пиках его молодцов-казаков он увидел какие-то красные тряпки. Один из этих значков был явно сделан из женской ситцевой юбки с узорами. И, глубоко оскорбившись всем этим, Врангель сказал «я очень уважаю ваши знамёна и боевые значки, но перед бабским красными юбками я точно выступать не буду, и командовать таким полком, таким частями я не могу. Развернулся и ушёл.»
[2] Голос за кадром: «Вследствие большевистского переворота от службы врагам Родины отказался, и в командование корпусом не вступил». Из его письма жене: «С тяжёлым чувством я выехал из армии. 8 месяцев назад Россия свергла своего монарха. Новое правительство начертало на своём знамени: «война до победного конца!» А через 8 месяцев оно же позорно отдало Россию на милость победителю.» И это произошло еще до Брестского мира. Но и после заключения Брестского мира, не признавая Советской власти, он должен был себя считать связанным присягой.