Оригинал взят у
a_dyukov в
Ждите в мартеДва года назад, в январе 2013 г., я сидел, читал "Темную сторону демократии" Манна и думал о том, каким интеллектуальным событием стало бы издание этой книги на русском.
Потом понял, что если не возьмусь за организацию перевода и издания, то книга на русском не выйдет. И взялся - несмотря на все препятствия.
Спустя год и один месяц на моем столе лежал черновой вариант русского перевода (42,5 авторских листа, между прочим).
И вот свершилось. С огромным удовлетворением хочу сообщить, что закончил редактуру русского издания "Темной стороны демократии" Манна. Книга ушла в корректуру.
На очереди - уже готовый русский перевод "Фашистов" Манна. И это не все - в запускаемой нами серии "Современная история массового насилия" выйдет еще много всего интересного переводного. Ждите.
Майкл Манн - профессор социологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, автор книг «Истоки социальной власти » (в 4-х томах, Cambridge, 1986 - 2013) и «Фашисты» (Cambridge, 2004). В 2006 году книга М. Манна «Темная сторона демократии. Объяснение этнических чисток» была удостоена премии Barrington Moore Award, присуждаемой Американской социологической ассоциацией за лучшую книгу в области сравнительной и исторической социологии.
Из авторского предисловия:
"Поскольку в своих прежних исследованиях я не обращал специального внимания на экстремальные формы человеческого поведения, мне не приходилось особенно много думать о добре и зле. Подобно большинству из нас, я считал их категориями, совершенно отдельными - как друг от друга, так и от обыденной жизни. После занятий проблемой этнических чисток я уже не столь в этом уверен. Несмотря на то, что я не стремлюсь размыть моральную границу между добром и злом, должен признать, что в реальном мире они взаимосвязаны. Зло не приходит из сферы, внеположной нашей цивилизации, из сферы, которую хочется назвать «примитивной». Зло порождается самой цивилизацией.
Бросим взгляд на высказывания трех видных исторических деятелей. Мы привыкли думать о президенте Томасе Джефферсоне как о воплощении просвещенного разума. И в самом деле, он заявлял, что «варварство» американских индейцев «оправдывает их истребление» во имя развития цивилизации. Столетие спустя президент Теодор Рузвельт - достойный современный человек - согласился с этим, сказав, что для индейцев «истребление было в конечном счете столь же благотворно, как и неизбежно». Еще через сорок лет третий лидер заявил: «Путь величия состоит в том, что нужно переступать через мертвые тела, чтобы создавать новую жизнь». Эти слова принадлежат шефу СС Генриху Гиммлеру, который справедливо считается воплощением зла. Тем не менее, сам Гиммлер и его коллега Адольф Гитлер говорили, что идут по следам американцев. Как я попытаюсь доказать в этой книге, кровавые этнические чистки представляют собой центральную проблему нашей цивилизации, нашей Современности, наших концепций прогресса и наших попыток установить демократию. Это наша темная сторона. Как мы увидим, исполнители этнических чисток не появляются в нашей среде как особая категория злодеев. Их создают главные конфликты Современности, вызывающие неожиданную эскалацию и фрустрацию, которые постоянно ставят людей перед необходимостью морального выбора. Некоторые люди подчас выбирают путь, прекрасно зная, к каким ужасным последствиям он приведет. Мы можем их обличать, но не менее важно понимать, почему они на это пошли. Что же до всех остальных (включая меня), то мы можем вздохнуть с облегчением, поскольку нам не приходится сталкиваться с подобными дилеммами - ведь многие из нас в этом случае оказались бы не на высоте. Тезис, на котором основана эта книга, состоит в том, что кровавые этнические чистки порождаются нашей цивилизацией и осуществляются людьми, большинство из которых похожи на нас".